Спор из-за недопуска для установки счетчиков
Теплоснабжающая организация проиграла в суде (дело № А06 – 10090/2018), где хотела заставить управляющую компанию обеспечить допуск для установки общедомовых приборов учета (ОДПУ).
В многоквартирных домах не были установлены коллективные счетчики на тепло, собственники такой инициативы не проявляли, поэтому ресурсоснабжающая компания решила поставить их сама, как это предусмотрено законом. Она направила в управляющую компанию письма с уведомлениями о проведении работ, однако доступ в помещения общего пользования ей никто не обеспечил.
Управляющая компания в свою защиту говорила о том, что в спорных домах нет технической возможности для установки ОДПУ тепла, так как дома построены в 60‑х годах, капитальный ремонт не проводился.
В суде участвовали также уполномоченные представители собственников от нескольких домов. Они заявили, что с требованиями не согласны, так как сети изношены, обследование возможности установки приборов учета производилось формально.
Теплоснабжающая организация проводила обследования для определения возможности оснащения МКД счетчиками тепла. При этом везде в актах обследования она указала на наличие такой возможности, а управляющая организация указывала в документах свое особое мнение, согласно которому установка приборов учета возможна только после капремонта сетей.
Также были заактированы разрешение представителя управляющей компании на установку ОДПУ и запрет жильцов многоквартирных домов на такие действия.
Оценка судом всех обстоятельств дела
Суд, рассматривая дело, сослался на Приказ Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 № 627, которым были утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ. Согласно этим Критериям, нельзя устанавливать приборы учета, если в ходе обследования выявится что-то одно из следующих обстоятельств:
- установка счетчика невозможна без реконструкции, капитального ремонта инженерных систем;
- при его установке не получится обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к счетчику, в том числе к месту и порядку его установки;
- в месте для установки ОДПУ нельзя соблюсти требования к условиям его эксплуатации или обеспечить доступ для снятия показаний, обслуживания и замены.
Суд внимательно изучил представленные акты обследования и обнаружил, что в них достоверно не установлена возможность оснащения приборами учета. В документах не указано, на основе чего сделаны выводы о наличии технической возможности установки ОДПУ тепла, что конкретно осматривалось. Во всех случаях было заявлено о необходимости капремонта инженерных коммуникаций, однако данным обстоятельствам оценка не давалась.
По информации Фонда капитального ремонта, капремонт в домах не проводился, работы запланированы с 2022 по 2039 годы.
Кроме того, в материалах дела были свежие технические заключения о состоянии разводки системы отопления и горячего водоснабжения. В них было указано, что сети находятся в предаварийном состоянии, рекомендуется произвести работы по капремонту с заменой труб отопления и горячего водоснабжения, иначе плохое качество труб может повлиять на погрешность счетчика отопления в случае его установки до капремонта.
Судебные инстанции пришли к выводу, что истец не доказал факт воспрепятствования со стороны управляющей компании в допуске. Также они согласились, что техническая возможность устанавливалась формально без проверки доводов управляющей компании и жильцов домов. При составлении актов о недопуске для проведения монтажных работ указывалось, что управляющая компания доступ обеспечила, однако в монтаже приборов учета препятствовали жители, при этом сами лица, обязанные производить установку ОДПУ при составлении актов отсутствовали.
В удовлетворении требований теплоснабжающей организации было отказано, и это решение подержал также Верховный Суд РФ в своем определении от 10.12.2019 № 306-ЭС19 – 22685.