В иске собственники указали, что на лицевом счёте которой за предшествующий период образовалась задолженность, состоящая из коммунальных платежей и пени. Задолженность не соответствует выставляемой УО сумме в платёжках. Неоднократные просьбы о выдаче копии лицевого счета по квартире, о проведении сверки начислений остаются без ответа. В частности, истцы письменно обратились к УО, но та отказалась принять заявление со ссылкой на наличие долгов.Тогда истцы направили заявление почтой, но УО не стала его получать.
Копия лицевого счета нужна для установки счётчиков воды и для сверки начислений.
ГЖИ Омской области решила, что контроль за выдачей (отказом в выдаче) копии лицевого счета к её компетенции не относится. Однако инспекция в ответ на жалобу собственников отметила, что отказ УО в выдаче копии лицевого счета по причине задолженности не основан на нормах права.
Суд согласился с потребителями, обязал УО предоставить копию финансового лицевого счёта. Он сослался:
— на договор управления МКД;
— на право потребителя потребовать необходимую информации о работах и услугах, предоставленное законом о защите прав потребителей;
— на Правила предоставления коммунальных услуг № 354, которые устанавливают содержание платёжного документа, а также обязанность исполнителя при обращении потребителя проверять правильность начислений.
УО обжаловала решение в двух инстанциях, приведя многочисленные возражения:
— в отношении договора управления суд сфальсифицировал материалы дела, поскольку взял формулировку из старого договора 2016 г.;
— Правила предоставления коммунальных услуг № 354 не применимы, поскольку УК не является исполнителем коммунальных услуг;
— за получением сведений о количестве зарегистрированных лиц собственники вправе обратиться в УМВД;
— согласно приказу МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 исключено упоминание о порядке ведения поквартирных карточек и домовых книг, в связи с чем такие записи не могут быть источником информации для выдачи справок, в том числе о составе семьи, копий и выписок лицевых счетов;
— суд вынес решение, не дождавшись ответа на запрос из УМВД, однако ответ являлся важным для рассмотрения дела;
— у УК нет права обрабатывать персональные данные в таком объёме, чтобы изготовить лицевой счёт.
Две судебные инстанции отклонили доводы настойчивой УО:
➡ из системного толкования Правил предоставления коммунальных услуг № 354 и Правил управления МКД № 416 следует, что потребитель вправе получать в УО достоверную информацию о состоянии его финансового лицевого счета для оплаты услуг;
➡ не доказано, что у собственников есть запрошенные копии лицевых счетов. Платёжки лицевыми счетами не являются. Финансовый лицевой счёт – документ, отражающий движение средств, перечисляемых за оплату предоставляемых коммунальных услуг, наем жилого помещения, управление и содержание МКД;
➡ доводы о неприменимости Правил предоставления коммунальных услуг № 354 отклоняются, так как формой платёжного документа предусмотрено отражение в нём не только коммунальных услуг, но и жилищных услуг по содержанию жилого помещения, в том числе коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества;
➡ довод о том, что за сведениями собственники вправе обратиться в УМВД, а УО выдачей копий лицевых счетов занимаются только в том случае, если эта обязанность указана в договоре управления, не является основанием для отмены решения суда, так как УО обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах, их стоимости и т.д. в ГИС ЖКХ;
➡ указание на то, что суд не дождался ответа из УМВД, не говорит о незаконности решения, так как независимо от ответа у УО отсутствовали основания для отказа в выдаче копии лицевого счета;
➡ несостоятелен довод об отсутствии полномочий по обработке персональных данных, так как ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ и подзаконные нормативно-правовые акты предусматривают обязанность УО вести учёт собственников (апелляционное определение Восьмого КСОЮ № 88 – 16609/2024).