Кому собственник нежилого помещения оплачивает отопление общего имущества
По общему правилу, собственники нежилых помещений оплачивают коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающим организациям (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).  По другому общему правилу, определенные коммунальные ресурсы (вода, электричество, сточные воды), потребляемые при содержании и использовании общего имущества (КР СОИ), относятся к плате за содержание, а не к плате за коммунальные услуги, следовательно, оплачиваются управляющей…
Административная ответственность за самовольное подключение к электросетям
Ч. 1 ст. 7.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность за самовольное подключение к электросетям и безучетное потребление электроэнергии, если эти действия не образуют состав уголовно наказуемого деяния. Наказание по этой статье: гражданам — штраф от 10 до 15 тысяч рублей; юридическим лицам — штраф от 100 до 200 тысяч рублей; должностным лицам —…
ТСЖ не ведет исковую и претензионную работу. Можно ли взыскать с него плату за управление жилым фондом
Жительница г. Тюмени (К.) обратилась в суд, так как посчитала: ТСЖ нарушает ее права как потребителя, поскольку на протяжении последних трех лет не занимается претензионной и исковой работой. В связи с этим К. обратилась к товариществу с претензией о возврате средств за «управление жилым фондом» — 35 142 рубля. Не получив ответ, подала иск в…

250 000 рублей штрафа за недогрев воды на 5°С

Инструментальный замер температуры горячей воды в одной из квартир МКД Краснодара показал отклонение от норматива: фактически температура 55°С против допустимого диапазона 60°С‑75°С (п. 5 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, п. 84 СанПиН 2.1.3684 – 21, п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилфонда № 170).

ГЖИ Краснодарского края привлекла управляющую организацию (ООО «ГУК-Краснодар») к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (оказание услуг по управлению МКД с нарушением лицензионных требований) с назначением штрафа 250 000 руб.

Вынесенное постановление УО оспорила в суде.

Позиция УК:
- Специалисты УК и обслуживающей организации проводили обследование внутридомовой системы ГВС. В акте проверки отражено: во всех квартирах полотенцесушители присоединены к стоякам из подающего в обратный трубопровод. При таком присоединении полотенцесушителей на каждом этаже образуется малое кольцо циркуляции. Для обеспечения нормативной температуры горячей воды на последнем этаже необходимо присоединить полотенцесушители только к циркуляционным трубопроводам, начиная от первых стояков (в пятом и шестом подъездах) до последних (в первом и девятом подъездах), а затем отрегулировать внутридомовую систему ГВС.
- Рационализаторские предложения по изменению способа присоединения полотенцесушителей вместе с локально-сметным расчетом УК отправила на согласование председателю совета МКД. Однако тот ответил, что не считает эти работы целесообразными.
- УК предприняла все необходимые меры для соблюдения требований из Правил предоставления коммунальных услуг № 354.
- Штраф 250 000 руб. не соответствует тяжести совершенного УК правонарушения и носит карательный, а не превентивный характер, не отвечает требованиям справедливости, соразмерности.
- УК может быть освобождена от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Позиция ГЖИ:

  • УК как исполнитель коммунальных услуг обязана обеспечивать надлежащее качество таких услуг.
  • Нет доказательств того, что УК предприняла исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства.
  • Нет никаких документов, подтверждающих взаимосвязь между способом присоединения к стоякам полотенцесушителей и подачей в точку водоразбора горячей воды ниже установленной температуры.

Суды первой и апелляционной инстанций постановление ГЖИ не отменили (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А32 – 6531/2023):
- УК виновна в совершении инкриминируемого правонарушения, поскольку не предприняла всех зависящих от нее мер по надлежащему исполнению требований законодательства. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
- УК несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Способ и порядок обеспечения качества услуг является «внутренним вопросом» УК при исполнении ею обязанностей, предусмотренных договором управления МКД и лицензионными требованиями.
- Направление председателю совета МКД письменных предложений по изменению способа присоединения полотенцесушителей не является достаточной и исчерпывающей мерой для решения проблемы горячего водоснабжения.

Стоит отметить, что суды отказались квалифицировать допущенное УК правонарушение как малозначительное (ст. 2.9 КоАП РФ), решив, что оно имеет последствия в виде «неблагоприятных условий проживания для жителей», а также «несет угрозу жизни и здоровью граждан». Любопытный вывод, учитывая, что п. 5 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 допускает отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) – не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) – не более чем на 3 °C.

Отслеживать новую практику про совет МКД удобнее на нашем канале “Совет многоквартирного дома”

Елена Шоломова: