Самовольное остекление балкона — демонтировать или оставить (подборка судебной практики)
Суды нередко обязывают жильцов МКД демонтировать балконное остекление. Причин для этого несколько: изменение архитектурного облика здания, увеличение нагрузки на несущие конструкции, отсутствие разрешительной документации и согласия других собственников МКД на использование общедомового имущества, потенциальный риск для жизни и здоровья других лиц. Однако иногда отстоять непроектное балконное остекление всё же удается. Подобрали на эту тему несколько…
Администрация Тольятти не смогла добиться доступа в квартиру для проверки по вопросу переустройства
По мнению судов, администрация не имеет полномочий на обращение в суд с подобными исками. В администрацию поступила жалоба на собственников квартиры площадью 197,7 кв.м., из которой выходила труба, установленная на крыше МКД. По утверждению заявителя, собственники поставили в своём помещении камин, огонь идёт вверх; однако, в плане дома конструктивно не заложены трубы для печного камина…
Кому собственник нежилого помещения оплачивает отопление общего имущества
По общему правилу, собственники нежилых помещений оплачивают коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающим организациям (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).  По другому общему правилу, определенные коммунальные ресурсы (вода, электричество, сточные воды), потребляемые при содержании и использовании общего имущества (КР СОИ), относятся к плате за содержание, а не к плате за коммунальные услуги, следовательно, оплачиваются управляющей…

Суды признают необоснованными акты органов жилнадзора о неправильном взимании платы за вывоз ТКО

В этом материале собрали несколько примеров из практики, когда суды не согласились с позицией органов жилищного надзора по вопросу взимания платы за вывоз ТКО.

Материал опубликован 25.09.2023. Обновлен 29.12.2023.

Взимание платы за мусор при отсутствии контейнерной площадки

Результат: суд признал незаконным привлечение регионального оператора к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ из-за взимания платы за вывоз мусора при отсутствии контейнеров для сбора ТКО на площадке.
Причина: по мнению суда, отсутствие контейнерной площадки около МКД по вине администрации не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывал услугу по вывозу ТКО (дело № А41 – 9282/23).

Госжилинспекция Московской области провела проверку по жалобе жильца МКД №24 по ул. Сухановская п. Лопатино о нарушении предоставления услуги по вывозу ТКО и отсутствия контейнерной площадки около МКД.
Собственники помещений этого МКД в декабре 2021 года приняли решение о заключении договора по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором ООО “Каширский региональный оператор”. 

Региональный оператор с июля 2022 года взимал плату за вывоз ТКО, при том, что контейнерная площадка, расположенная вблизи многоквартирного дома № 24, не эксплуатировалась, контейнеры для сбора ТКО на ней отсутствовали. Таким образом, по мнению инспекции, региональный оператор взимал плату за услугу по обращению с ТКО за период, когда указанная услуга фактически не предоставлялась.

ГЖИ усмотрела в действиях регионального оператора состав административного правонарушения, предусмотренный статьёй 7.23 КоАП РФ и оштрафовала его на 5 тысяч рублей. 

ООО “Каширский региональный оператор” не согласился с наказанием и обжаловал постановление жилинспекции в суде. Суд посчитал привлечение регионального оператора к административной ответственности незаконным и отменил постановление ГЖИ. 

В суде выяснилось, что администрация Ленинского городского округа Московской области при определении местоположения контейнерных площадок по улице Сухановская в Лопатино не предусмотрела расположение такой площадки у дома №24. А расстояние между домом и другими контейнерными площадками составляло больше положенных 100 метров.

Суд указал, что несоблюдение предусмотренных пунктом 2.2.3 СанПиН 42 – 128-4690 – 88 расстояний между площадками для установки контейнеров и жилыми домами, не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО. 

С января 2023 года региональный оператор стал вывозить мусор от дома №24, так как управляющая компания МКД №24 самостоятельно установила мусорные контейнеры на площадку рядом с домом.

ГЖИ пыталась обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, но безуспешно.
“…суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отсутствие оборудованной бункерами накопителями ТКО контейнерной площадки около МКД 24 в период с 01.07.2022 по 01.01.2023, ввиду отсутствия данной контейнерной площадки в реестре мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Ленинского городского округа Московской области, утвержденного Постановлением администрации Ленинского городского округа Московской области от 16.06.2022 № 2499, не свидетельствует о наличии в действиях заявителя события вменяемого правонарушения, поскольку данное обстоятельство возникло вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по формированию указанного реестра органом местного самоуправления”.

Плата за вывоз ТКО при непроживании собственника в жилом помещении

Результат: ИГЖН Пермского края проиграла дело о перерасчёте платы за вывоз ТКО.
Причина: по мнению суда, непроживание собственника в жилом помещении не освобождает его от обязанности оплачивать услугу по обращению с ТКО (дело № 88 – 12692/2023).

ИГЖН Пермского края через суд пыталась добиться от АО “Пермский региональный оператор ТКО” перерасчёта платы за услугу по обращению с ТКО.

Региональный оператор не исполнил предписание инспекции и отказался делать перерасчёт платы за услугу по обращению с ТКО собственнице жилого дома по улице Большевистской села Калинино. Женщина не проживала в доме с января 2019 года по февраль 2020 года. 

Дзержинский районный суд г. Перми удовлетворил исковые требования ИГЖН. Апелляционный суд посчитал, что суд первой инстанции принял неверное решение и отменил его. 

Апелляционный, а затем и кассационный суды указали, что “по смыслу пунктов 148(44), 148(36), 56(2) Правил № 354 потребитель обладает правом на перерасчет платы за временное отсутствие в жилом помещении только по месту постоянного проживания (в спорной ситуации по месту регистрации)”. 
Непроживание собственника в принадлежащем ему помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) не освобождает его от обязанности по оплате коммунальной услуги.
“Полное же освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения исчисляемой указанным способом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами – с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера – не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду”.

Материал написан для нашего Telegram-канала «Жилищный инспектор»

Нина Бадьина: