Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось с иском к МУП «Жилье-10» о защите прав неопределенного круга потребителей.
Ассоциация указала, что проверила управляющую организацию и выявила незаполненность некоторой информации в ГИС ЖКХ.
Так как претензию по этому поводу МУП проигнорировало, Общественное движение было “вынуждено обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц, чтобы таким иском не допустить массовое нарушение прав граждан”. Ну и взыскать с ответчика расходы в размере 20 000 р.
Суды двух инстанций отметили:
- в России существуют Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» и Правила осуществления общественного жилищного контроля (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491);
- истец не доказал, что учитывал требования этих документов о порядке общественной проверки и общественной экспертизы;
- представленные документы не являются допустимыми доказательствами.
В частности, организатор общественной проверки должен довести до сведения руководителя проверяемой организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения.
Решение о проведении контроля размещается в ГИС ЖКХ.
По результатам проверки составляется акт, по результатам общественной экспертизы – заключение. Акт направляется проверяемому лицу, заключение – в полноценные контролирующие органы. Оба документа обнародуются в интернете.
В то же время Общественное объединение не представило доказательств, что все эти требования были соблюдены.
Также суды отметили, что истец превысил свои полномочия, указанные в законе о защите прав потребителей, так как он не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий путем направления претензий.
Еще из интересных цитат:
“Таким образом, несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица, и ограничению прав юридических лиц, что является недопустимым”.
“Объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц” (определение Пензенского областного суда № 33 – 2271/2023).