Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

“Общественный” контроль в ЖКХ. Случай из практики

Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось с иском к МУП «Жилье-10» о защите прав неопределенного круга потребителей.
Ассоциация указала, что проверила управляющую организацию и выявила незаполненность некоторой информации в ГИС ЖКХ.
Так как претензию по этому поводу МУП проигнорировало, Общественное движение было “вынуждено обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц, чтобы таким иском не допустить массовое нарушение прав граждан”. Ну и взыскать с ответчика расходы в размере 20 000 р.

Суды двух инстанций отметили: 

  • в России существуют Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» и Правила осуществления общественного жилищного контроля (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491);
  • истец не доказал, что учитывал требования этих документов о порядке общественной проверки и общественной экспертизы;
  • представленные документы не являются допустимыми доказательствами.

В частности, организатор общественной проверки должен довести до сведения руководителя проверяемой организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения.
Решение о проведении контроля размещается в ГИС ЖКХ.
По результатам проверки составляется акт, по результатам общественной экспертизы – заключение. Акт направляется проверяемому лицу, заключение – в полноценные контролирующие органы. Оба документа обнародуются в интернете.

В то же время Общественное объединение не представило доказательств, что все эти требования были соблюдены.

Также суды отметили, что истец превысил свои полномочия, указанные в законе о защите прав потребителей, так как он не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий путем направления претензий.

Еще из интересных цитат:
“Таким образом, несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица, и ограничению прав юридических лиц, что является недопустимым”.
“Объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц” (определение Пензенского областного суда № 33 – 2271/2023).

Материал написан для Telegram-канала «ЖКХ»

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом