Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Незаконные предписания ГЖИ Ивановской области

Собрали в этом материале несколько случаев из практики, когда суды отменяли предписания ГЖИ Ивановской области.

Материал опубликован 08.08.2023. Обновлен 27.11.2024.

Незаконное предписание ГЖИ Ивановской области по поводу начисления платы за водоотведение на ОДН

Результат: суд отменил предписание ГЖИ Ивановской области о неправомерном начислении жильцам платы за водоотведение на ОДН.
Причина: по мнению суда, инспекция не доказала наличие оснований для применения пункта 48 Правил № 354 (дело № А17 – 2705/2022).

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области по жалобе жильцов двух МКД провела проверку в деятельности АО “Водоканал”. Было установлено, что РСО при начислении платы за водоотведение на общедомовые нужды применяет фактический объём потребления холодной воды.
Служба посчитала, что АО “Водоканал” таким образом нарушает пункт 48 Правил №354 и выдала предписание с требованием произвести жильцам перерасчёт платы за водоотведение на общедомовые нужды исходя из нормативов потребления.

РСО не согласилась с требованиями жилинспекции и обжаловала предписание в суде.
Суд первой инстанции признал предписание незаконным, апелляционный суд согласился с этим. 

В суде первой инстанции было установлено, что способом управления МКД является непосредственное управление. Дома оснащены ОДПУ холодной воды, приборы учёта сточных вод, а также централизованное горячее водоснабжение отсутствуют.

С учётом изложенного суды пришли к выводу, что РСО правильно рассчитывала плату за водоотведение на ОДН исходя из фактического объёма потребления холодной воды.
Суды отметили, что Служба не проверила правильность применяемого РСО расчёта и не представила доказательств начисления платы за водоотведение на ОДН в большем объёме, чем по утверждённому нормативу.
“Приняв во внимание, что Служба не доказала наличие оснований для применения в данном случае при расчете платы за водоотведение на общедомовые нужды пункта 48 Правил № 354, соответственно, наличие оснований для выдачи оспариваемого предписания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого предписания незаконным”.

ГЖИ Ивановской области необоснованно требовала произвести перерасчёт платы за содержание общего имущества

Результат: суд признал недействительным предписание Службы ГЖИ Ивановской области в части требования о перерасчёте платы за содержание общего имущества.
Причина: по мнению суда, УО провела индексацию платы в соответствии с договором управления и требованиями действующего законодательства (дело № А17 – 5957/2023). 

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области по жалобе жильца МКД по ул. 2‑я Чайковского в Иваново проверила обоснованность увеличения управляющей организацией ООО “Жилищный стандарт” платы за содержание общего имущества.

Договором управления от 01.09.2022 была установлена плата за услуги по содержанию общего имущества МКД в размере 23,63 руб/кв.м. С февраля 2023 года УО увеличила плату за содержание общего имущества до 26,46 руб/кв.м.
ГЖИ полагала, что УО могла изменить размер платы только спустя год после начала управления домом. В предписании служба требовала произвести жителям МКД перерасчёт платы за содержание общего имущества исходя из размера платы 23,63 руб/кв.м.

УО не согласилась с надзорным органом и оспорила предписание в суде.

Суды первой и апелляционной инстанций указали на незаконность требований Службы о проведении перерасчёта.Договор управления содержал условие об изменении (индексации) платы за жилищные услуги с 01 января каждого последующего года.
“Из буквального толкования условий договора управления следует, что ими предусмотрено не увеличение управляющей организацией в одностороннем порядке размера платы за жилое помещение, а ее индексация, что соответствует требованиям части 7 статьи 156 ЖК РФ. Установление размера платы в названном порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу, равно как и подписания дополнительного соглашения к договору. При этом размер платы, составляющий произведение действующего размера платы и индекса потребительских цен, применяется с 01 января последующего года, а не по истечении года действия договора управления”.

Предписание о мешающих зеленых насаждениях около МКД

Результат: суд отменил предписание Службы ГЖИ Ивановской области по поводу зеленых насаждений около МКД.
Причина: по мнению суда, Служба допустила грубые нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) (дело № А17 – 10181/2023).

Служба ГЖИ Ивановской области по жалобе жильца о ненадлежащем содержании зеленых насаждений около МКД по ул. Щорса в г. Кинешме провела проверку ТСН “Щорса 64”.
Выяснилось, что берёзы и рябины, растущие вдоль фасада МКД, находятся на расстоянии менее 5 метров от наружной стены МКД, за что товарищество получило предписание с требованием устранить нарушения. 

ТСН было не согласно с предписанием и обратилось в суд.

Суд указал на нарушения инспекцией требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и отменил предписание.

При рассмотрении обращения жильца инспекция издала распоряжение о проведении документарной проверки. При этом сотрудники Службы выезжали по адресу МКД для проведения визуального осмотра и замеров, составили акт обследования. В акте документарной проверки, проверяющие ссылались на этот акт обследования. 
“Таким образом, следует признать, что в рассматриваемом случае должностными лицами Службы фактически совершены не предусмотренные для документарной проверки контрольные (надзорные) действия – осмотр (статья 76 Закона № 248-ФЗ) и инструментальное обследование (статья 82 Закона № 248- ФЗ)”. 

ГЖИ пыталась обжаловать решение суда. Она ссылалась на то, что рассматривала обращение жильца по закону № 59-ФЗ (о рассмотрении обращений граждан), а не в порядке закона №248-ФЗ (о проведении государственного контроля). Но апелляционный суд отклонил доводы инспекции.

Суд напомнил, что Федеральный закон №59-ФЗ прямо предусматривает, что распространяется только на обращения, которые не подлежат рассмотрению в порядке, установленном иными ФЗ. В этом случае обращение подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями Федерального закона №248-ФЗ.

Служба при обжаловании ссылалась также на то, что акт обследования составлялся лицами, не уполномоченными на проведение документарной проверки и в иной форме, чем утверждена для протокола осмотра либо протокола инструментального обследования.А суд отметил, что это “свидетельствует лишь о наличии иных нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора)”.

Незаконное предписание по поводу изменения платы за содержание и текущий ремонт

Суд отменил предписание ГЖИ Ивановской области по поводу изменения платы за содержание и текущий ремонт.
Причина: по мнению суда, требование инспекции о перерасчете противоречит ее выводам о приоритете волеизъявления собственников помещений (предыдущий тариф был установлен на основании постановления администрации) (дело № А17 – 1050/2024).

ООО “Центр по расчетам за услуги жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области” в июле 2023 года повысило размер платы за содержание МКД по ул. Загородная в г. Гаврилов Посад. 
В июне 2023 года тариф за содержание помещения составлял 14,3 р., с июля 2023 года – 15,06 р. Была добавлена услуга “содержание контейнерных площадок” (2,89 р./кв.м.). Общий тариф на СОИ составил 17,95 р. 
При повышении платы общество руководствовалось постановлением администрации Гаврилово-Посадского района Ивановской области.

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области увидела в действиях УО нарушение закона и выдала предписание с требованием провести перерасчет.
ГЖИ указала, что размер платы за СОИ устанавливается на общем собрании собственников, поэтому применение размера платы, установленного ОМСУ, неправомерно и нарушает условия договора управления.
Также инспекция полагала, что применение дополнительной платы 2,89 р. превышает тариф, установленный постановлением администрации.

Общество не согласилось с предписанием и успешно обжаловало его в суде.

Суды двух инстанций отметили, что предписание не соответствует выводам, послужившим основанием для его выдачи.
“Ссылаясь на приоритет волеизъявления собственников помещений по вопросу установления размера платы, Служба порядок формирования платы за содержание жилого помещения, действовавшей в июне 2023 года, не проверяла, волеизъявление собственников помещений по вопросу установления платы за содержание жилого помещения, действовавшей до июля 2023 года, не устанавливала, формально возложив на Общество обязанность произвести перерасчет до 14.3 руб. кв. м.” 

При этом, УО пояснила, что этот тариф был установлен также на основании постановления администрации. 

Отклонили суды и довод инспекции о превышении УО тарифа, установленного ОМСУ.
“Службой не принято во внимание, что Постановлением Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 25.09.2023 № 485‑п в ранее вынесенное постановление от 22.06.2023 № 330‑п внесены изменения (действие которых распространено на правоотношения, возникшие с 1 июля 2023 года), согласно которым плата за содержание контейнерных площадок 2,89 р., которая ранее была отражена отдельно от платы за содержание жилого помещения, включена в ее состав, в результате чего установлен размер платы в руб. в месяц с 1 кв. м – 17,95 р., которому соответствует общий тариф на содержание общего имущества (17,95 р.), отраженный Обществом в квитанции за июль 2023 года”.

Предписание о ненадлежащей уборке в подъезде МКД

Суд признал недействительным предписание надзорного органа Ивановской области по поводу отсутствия уборки подъезда МКД.
Причина: надзорный орган допустил несколько грубых нарушений при проведении КНМ (дело № А17 – 6926/2024).

Один из жильцов МКД по ул. Громобоя в Иванове пожаловался в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Ивгосжилинспекция, инспекция) на отсутствие уборки подъезда.
Сотрудник инспекции дважды выезжал по адресу МКД (28 и 29 мая 2024 года) и пришел к выводу, что в подъезде действительно не убираются. Должностным лицом были составлены два акта с фототаблицами.
31 мая 2024 года Ивгосжилинспекция приняла решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении управляющей организации МКД ООО “Серебряные ключи”. В этот же день УО получила предписание с требованием обеспечить уборку подъезда в соответствии с требованиями Минимального перечня № 290.

Общество успешно обжаловало предписание инспекции в суде.

Суд обратил внимание на то, что инспекция приняла решение о проведении внеплановой документарной проверки, однако ни одного контрольного (надзорного) действия, предусмотренного ст. 72 Закон № 248-ФЗ, не совершала.

Выводы о нарушениях со стороны УО были основаны на актах осмотра от 28 и 29 мая 2024 года. Однако такое контрольное действие, как осмотр, не предусмотрено для документарной проверки.
“Таким образом, в рассматриваемом случае должностным лицом Службы фактически совершено не предусмотренное для документарной проверки контрольное (надзорное) действие – осмотр (часть 3 статьи 72, статья 76 Закона № 248-ФЗ)”

Ивгосжилинспекция ссылалась на то, что акты осмотра были составлены не в рамках документарной проверки, а в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 59-ФЗ. 

Суд не согласился с такими доводами. Обращение жильца содержало сведения о несоблюдении УО лицензионных требований, а значит, подлежало рассмотрению в соответствии с Законом № 248-ФЗ.
“В рассматриваемой ситуации Службой под видом рассмотрения обращения гражданина в порядке Закона № 59-ФЗ фактически, по своей сути, проведены контрольные (надзорные) мероприятий, порядок проведения которых регулирует Закон № 248-ФЗ”

Также суд указал, что осмотр подъезда МКД проводился до вынесения решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, что является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора).

Отмена предписания о ненадлежащей уборке контейнерной площадки

Суд отменил предписание службы ГЖИ Ивановской области по поводу ненадлежащей уборки контейнерной площадки.
Причина: доказательства о несоблюдении УО жилищного законодательства получены с грубым нарушением требований Закона № 248-ФЗ. Ивгосжилинспекция провела контрольное (надзорное) мероприятие под видом рассмотрения обращений в порядке Закона № 59-ФЗ.

Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Ивгосжилинспекция) выдала предписание управляющей организации ООО “ЖЭУ – № 20” с требованием обеспечить уборку территории контейнерной площадки МКД по ул. Минской в г. Иваново от снега и мусора.

Однако УО смогла добиться отмены предписания. Суды пришли к выводу, что Ивгосжилинспекция проигнорировала требования Закона № 248-ФЗ при проведении проверки.

В Ивгосжилинспекцию поступили обращения жильцов МКД по ул. Минской в г. Иваново о том, что управляющая организация ООО “ЖЭУ – № 20” не убирает территорию контейнерной площадки. 01.03.2024 года сотрудник инспекции выехал на место и зафиксировал нарушения в акте осмотра. 
Затем инспекция приняла решение о проведении в отношении УО внеплановой документарной проверки. В качестве доказательств были исследованы обращения граждан и акт осмотра от 01.03.2024. Иные контрольные (надзорные) действия не проводились. 

Суды указали, что инспекция провела контрольное (надзорное) мероприятие (инспекционный визит) без принятия соответствующего решения, как того требует Закон № 248-ФЗ. А затем использовала акт инспекционного обследования в качестве основного доказательства нарушений УО.
“При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания для выдачи Обществу оспариваемого предписания. Полученные в законном порядке доказательства нарушения ООО “ЖЭУ – № 20” требований жилищного законодательства на момент выдачи предписания у Службы отсутствовали”. 

Ивгосжилинспекция настаивала на том, что обращения граждан были рассмотрены в порядке Закона № 59-ФЗ, и с ее стороны нарушений нет. Но суды указали, что под видом рассмотрения обращений в порядке Закона № 59-ФЗ инспекция провела контрольное (надзорное) мероприятие, порядок проведения которого регулирует Закон № 248-ФЗ.

Материал написан для нашего Telegram-канала «Жилищный инспектор»

Ad 4
Реклама. ООО «Служба правовых извещений» ИНН 0278195730 Erid 2Vtzqvs2poa
Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом