Не добившись от управляющей организации ремонта лифта, житель г. Уфы обратился в суд. Ссылался на то, что по договору управления УО обязана осуществлять текущий ремонт специальных общедомовых технических устройств (замену и восстановление элементов и частей элементов), однако лифт до сих пор не работает.
«Из-за неработающего лифта создалась невозможность осуществления прогулок на улице с коляской грудного ребенка истца, а также посещения им детской поликлиники. В связи с этим истец постоянно испытывает переживания и опасения за здоровье ребенка. Кроме того, вследствие ежедневных нагрузок при подъеме по лестнице и бездействия ответчика семья истца испытывает неприятные эмоции и стресс».
Обращения в адрес УО по электронной почте ситуацию не изменили. Пока лифт не работал, уборка лестничных клеток не производилась. Однако УО не исключила из квитанций за май — июль 2022 г. соответствующие услуги.
С учетом всех обстоятельств истец просил:
- обязать УО отремонтировать лифт и восстановить его работу в кратчайшие сроки, пересчитать плату за коммунальные услуги в части уборки лестничных клеток и содержания лифта на сумму 1348 рублей (или взыскать с УО денежные средства);
- взыскать с УО почтовые расходы — 1129 рублей, расходы на оплату юридических услуг — 10 000 рублей, компенсацию морального вреда — 50 000 рублей и штраф за нарушение прав потребителя.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично: обязал УО в течение месяца с момента вступления судебного решения в законную силу отремонтировать лифт и восстановить его работу; взыскал компенсацию морального вреда — 2000 рублей, «потребительский» штраф — 1000 рублей, расходы на оплату услуг представителя — 3000 рублей и почтовые расходы — 1129 рублей.
При этом суд исходил из обязанностей УО:
- обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержать общедомовое имущество в исправном и безопасном для жильцов состоянии — ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ;
- обеспечивать техническое обслуживание и ремонт лифтов — п. 22 Минимального перечня услуг и работ № 290, п. 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170;
- осуществлять текущий ремонт специальных общедомовых технических устройств (замену и восстановление элементов и частей элементов) — согласно условиям договора управления.
Обжалуя решение нижестоящего суда, УО указала: текущий ремонт общедомового имущества проводится по решению общего собрания собственников МКД, которые утверждают перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, финансирования. Такого решения нет.
Апелляционный суд на это отметил: собственники заключили с УО договор управления и уже утвердили в качестве приложения к нему перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества. При этом в апелляционном суде УО подтвердила, что лифт в настоящее время работает, был отремонтирован на ее средства в размере одного миллиона рублей.
В кассационной жалобе УО настаивала: жильцы дома жаловались на работу лифта, поэтому управляющая организация приостановила его работу, чтобы избежать несчастных случаев. УО предприняла все меры, чтобы обезопасить жильцов, и надлежащим образом исполнила свои обязанности.
Шестой кассационный суд общей юрисдикции с доводами УО не согласился и оставил решения нижестоящих судов без изменений (определение № 88 – 7470/2023).
➜ Управляющая организация получила штраф за неработающий лифт
➜ 4 популярных вопроса про плату за лифт в МКД