Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Как установить дорожные знаки на придомовой территории

Когда около дома все заставлено машинами, некоторые собственники или управляющие организации задумываются над установкой дорожных знаков во дворе: это нужно для безопасности дорожного движения, чистоты воздуха и проезда спецтранспорта. В материале рассказывается, как всё это можно организовать.

Органы власти про установку дорожных знаков около многоквартирного дома

В сентябре 2021 г. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления опубликовал свою позицию об установке дорожных знаков на придомовой территории. Он указал, что если автомобильная дорога (дворовой проезд) расположена в кадастровых границах земельного участка МКД, то обязанность по организации дорожной деятельности (установка дорожных знаков, ремонт дороги и т.п.) возложена на собственников такого МКД.
Установка дорожных знаков на автомобильной дороге (дворовом проезде), расположенной на придомовой территории МКД, осуществляется силами и за счет собственников помещений МКД.

Судебная практика по установке дорожных знаков во дворе

Случай из Омска
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции отказал собственнику в иске к УО. Истец требовал демонтировать дорожные знаки «Остановка запрещена» с придомовой территории МКД.

Знаки мешали собственнику, так как из-за них стало невозможно без нарушения правил дорожного движения доставить, погрузить, выгрузить крупногабаритные грузы. По мнению заявителя, дорожные знаки во дворе «затрудняют использование земельного участка, в том числе ограничивают право истца на остановку на нем».
Все три инстанции отказали собственнику.

В суде выяснилась история вопроса:
— Жильцы дома пожаловались на организацию парковки под окнами, что «вызывает затруднение дыхания и приводит к ухудшению состояния здоровья».
— УМВД России по г. Омску вынесло УО представление о необходимости внесения изменений в проект организации дорожного движения и увеличение разрыва от фасада дома до места хранения транспорта.
— Управляющая организация заказала дорожные знаки и подготовила изменения в проект организации дорожного движения, который предусматривал обустройство парковки и обозначение ее знаками, демонтаж некорректно установленных знаков, обозначение въезда в жилую зону и подземную парковку, размещение запрещающих знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 8.2.3, указание на места установки дорожных знаков, способ установки, ширину проездов, размеры парковочных мест.
— Затем УО согласовала внесенные изменения с отделом надзора УГИБДД УМВД России по Омской области, Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска и директором Департамента транспорта Администрации г. Омска.

Итогом этой бурной деятельности стало размещение дорожных знаков во дворе МКД. Парковка под окнами дома прекратила свое существование.

    Суды пришли к выводу, что дорожные знаки стоят на законном основании, нужны для защиты прав собственников в части обеспечения безопасности дорожного движения и права на безопасную окружающую среду, защиту жизни и здоровья. Действия УО согласуются с положениями ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ и закону не противоречат (определение Восьмого КСОЮ по делу № 88 – 12792/2021).

    Права истца не нарушены:
    - по схеме организации дорожного движения предусмотрены зоны парковки в непосредственной близости от МКД, но с учетом минимальных расстояний, установленных решением местных властей;
    - право собственников владеть, пользоваться и распоряжаться общедомовым имуществом не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного собственника противопоставлять интересам остальных.

    Случай из Краснодарского края
    На общем собрании собственники одного из МКД решили ограничить сквозной проезд автотранспорта через свой двор, установив с этой целью дорожные знаки («Въезд запрещен», «Тупик») и бетонные полусферы. Сказано — сделано. Но трое жильцов выразили несогласие с принятыми мерами и обратились в суд с иском к УО, ее директору и председателю совета МКД. Настаивали на демонтаже установленных элементов, так как они «делают невозможным, без нарушения правил дорожного движения, проезд к подъездам, в том числе специализированной техники».

    Дело дважды рассматривалось в судах трех инстанций, но разрешилось не в пользу истцов. Суды выяснили, что собственники и УО обстоятельно подошли к установке спорных знаков и полусфер:
    — подготовили план-схему организации дорожного движения по дворовому проезду и пояснительную записку;
    — согласовали документацию в специализированной организации, получили разъяснения в дорожной инспекции и внесли необходимые корректировки (по видам знаков, конкретным местам установки и др.);
    — включили работы в план по текущему ремонту общедомового имущества, согласовали установку блоков и знаков с советом МКД;
    — на ОСС утвердили схемы проезда и установки полусфер (решение принято ⅔ голосов и недействительным не признано);
    — согласовали документацию в муниципалитете, один экземпляр план-схемы направили в ГИБДД.

    Учитывая разъяснения Четвертого КСОЮ, при новом рассмотрении дела суд первой инстанции заслушал инспектора ГИБДД. Он дал пояснения по нормам и правилам установки дорожных знаков на проезжей части и в качестве примера указал, что знак 3.1 «Въезд запрещен» в месте размещения полусфер установлен по требованию дорожной инспекции в соответствии с требованиями ГОСТ.

    Выяснил суд и то, что при установке дорожных знаков обеспечен проезд аварийных служб и скорой помощи. Наличие альтернативного и безопасного проезда транспортных средств с другой стороны дома подтверждает фототаблица. 

    Более того, после установки знаков и полусфер (за период с 2022 г.) жалобы на ограничение проезда от других жильцов не поступали, ситуация по движению транспорта на дворовом проезде улучшилась. В результате в октябре 2023 г. собственники провели общее собрание и большинством голосов решили сохранить ситуацию с организацией движения.

    Таким образом, истцы не доказали, что ответчики нарушают их права на пользование придомовой территорией и ограничивают доступ к подъездам дома, поэтому суд не усмотрел оснований для удовлетворения иска. Решение устояло в апелляционной и кассационной инстанциях (определение Четвертого КСОЮ по делу № 88 – 36678/2024).

    Опыт читателей по установке дорожных знаков во дворе

    Подписчики нашего телеграм-канала тоже организуют в своих дворах свободные от машин пространства. Обычно это делается через общие собрания собственников, и тоже согласовывается с ГИБДД (требуется не везде) и местной администрацией (особенно, если участок по каким-то причинам не относится к общедомовому имуществу). 

    Читатель из Саратова поделился своим алгоритмом действий:
    1. Сначала приняли решение о запрете парковки и стоянки внутри дворовой территории.
    2. Затем разработали проект земельного участка, на котором были обозначены знаки.
    3. Отправили проект в дорожный Комитет города. Они долго думали, так как это частная собственность, а они там не уполномочены что-либо делать. В итоге пришел ответ, что это частная территория, но для единообразия мы вам согласовываем.
    4. Далее проект земельного участка с письмом дорожного комитета отправили в ГИБДД Саратова.
    5. Получили от них ответ, что у них претензий нет.

    Вся процедура согласований проходила электронно, через ГИС ЖКХ и приемную ГИБДД с приложением файлов ЭЦП. Сейчас если кто-то нарушает, ГИБДД штрафует по фотографиям, никаких проблем не возникает.

    Опубликовано 29.09.2021. Обновлено 19.03.2025.

    Как защитить двор МКД от чужого транспорта (опыт, инструкция, образец иска)
    Можно ли без согласия собственников разместить во дворе МКД антипарковочные бетонные полусферы

    Главные темы
    Собрание

    Общее собрание собственников

    Оплата ЖКУ

    Оплата услуг в сфере ЖКХ

    Содержание жилья

    Содержание и текущий ремонт

    Отопление

    Теплоснабжение многоквартирного дома

    Электроснабжение

    Электричество в многоквартирном доме

    Мусор

    Обращение с твердыми коммунальными отходами

    Газоснабжение

    Поставка газа и газовое оборудование

    Водоснабжение

    Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

    Капремонт

    Капитальный ремонт в многоквартирном доме

    Лицензирование

    Лицензирование и управление многоквартирным домом