Колонка редактораЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

Как установить дорожные знаки на придомовой территории?

Когда около дома все заставлено машинами, некоторые собственники или управляющие организации задумываются над установкой дорожных знаков во дворе: это нужно для безопасности дорожного движения, чистоты воздуха и проезда спецтранспорта. В материале рассказывается, как всё это можно организовать.

Органы власти про установку дорожных знаков около многоквартирного дома

Недавно Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления опубликовал свою позицию об установке дорожных знаков на придомовой территории. Он указал, что если автомобильная дорога (дворовой проезд) расположена в кадастровых границах земельного участка МКД, то обязанность по организации дорожной деятельности (установка дорожных знаков, ремонт дороги и т.п.) возложена на собственников такого МКД.
Установка дорожных знаков на автомобильной дороге (дворовом проезде), расположенной на придомовой территории МКД, осуществляется силами и за счет собственников помещений МКД.

Судебная практика по установке дорожных знаков во дворе

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции недавно отказал собственнику из Омска в иске к управляющей организации (определение № 88 – 12792/2021). Истец требовал демонтировать дорожные знаки «Остановка запрещена» с придомовой территории многоквартирного дома.

Знаки мешали собственнику, так как из-за них стало невозможно без нарушения правил дорожного движения доставить, погрузить, выгрузить крупногабаритные грузы. По мнению заявителя, дорожные знаки во дворе «затрудняют использование земельного участка, в том числе ограничивают право истца на остановку на нем».
Все три инстанции отказали собственнику.

В суде выяснилась история вопроса:

  1. Жильцы дома пожаловались на организацию парковки под окнами, что «вызывает затруднения дыхания и приводит к ухудшению состояния здоровья».
  2. Управляющая организация получила от УМВД России по г. Омску представление, в котором указывалось на то, что требуется внесение изменений в проект организации дорожного движения и увеличение разрыва от фасада дома до места хранения транспорта.
  3. Компания заказала дорожные знаки, подготовила изменения в проект организации дорожного движения. Там предусматривались:
    - обустройство парковки и обозначение ее знаками;
    - обозначение въезда в жилую зону и подземную парковку;
    - демонтаж некорректно установленных знаков;
    - установка запрещающих знаков 3.27 «Остановка запрещена» и 8.2.3 (зона действия знака, установленного с ней, распространяется на участок дороги, который расположен до места установки знака) на самостоятельной стойке в количестве 3 штук;
    - отражены места установки дорожных знаков, способ установки, ширина проездов, размеры парковочных мест.
  4. УК согласовала установку знаков и изменения в проект организации дорожного движения с отделом надзора УГИБДД УМВД России по Омской области.
  5. Компания согласовала внесение изменений в проект организации дорожного движения с Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска и директором Департамента транспорта Администрации г. Омска.

Потом знаки установили, и стоянка машин под окнами прекратилась.

Суды пришли к выводу, что дорожные знаки стоят на законном основании, нужны для защиты прав собственников в части обеспечения безопасности дорожного движения и права на безопасную окружающую среду, защиту жизни и здоровья.
По мнению судебных инстанций, действия управляющей компании согласуются с положениями ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ и закону не противоречат.

Права истца не нарушены:
- по схеме организации дорожного движения предусмотрены зоны парковки в непосредственной близости от многоквартирного дома, но с учетом минимальных расстояний, установленных решением местных властей;
- право собственников владеть, пользоваться и распоряжаться общедомовым имуществом не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного собственника противопоставлять интересам остальных.

Опыт читателей по установке дорожных знаков во дворе

Подписчики нашего телеграм-канала тоже организуют в своих дворах свободные от машин пространства. Обычно это делается через общие собрания собственников, и тоже согласовывается с ГИБДД (требуется не везде) и местной администрацией (особенно, если участок по каким-то причинам не относится к общедомовому имуществу). 

Читатель из Саратова поделился своим алгоритмом действий:
1. Сначала приняли решение о запрете парковки и стоянки внутри дворовой территории.
2. Затем разработали проект земельного участка, на котором были обозначены знаки.
3. Отправили проект в дорожный Комитет города. Они долго думали, так как это частная собственность, а они там не уполномочены что-либо делать. В итоге пришел ответ, что это частная территория, но для единообразия мы вам согласовываем.
4. Далее проект земельного участка с письмом дорожного комитета отправили в ГИБДД Саратова.
5. Получили от них ответ, что у них претензий нет.
Вся процедура согласований проходила электронно, через ГИС ЖКХ и приемную ГИБДД с приложением файлов ЭЦП.
Сейчас если кто-то нарушает, ГИБДД штрафует по фотографиям, никаких проблем не возникает.

* * *

Если у читателей есть свой положительный опыт по улучшению жизни в многоквартирном доме, то можно прислать его, написав главному редактору в телеграм или на электронную почту СМИ – mail@gkhnews.ru.

Похожие новости
ЖКХРСО

Штрафы за отсутствие актов проверки газового оборудования

ЖКХФЛ

Особенности расчёта дохода для получения жилищной субсидии ИП

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

Случай незаконного начисления платы за обслуживание крышной котельной

ЖКХФЛ

Чтобы возвести объект благоустройства, предусмотренный проектом и ДДУ, согласие собственников не требуется