Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Практика по административным делам Вологодской области, связанным с обращением с ТКО

Опубликована Справка по результатам изучения практики рассмотрения судами Вологодской области административных дел, связанных с обращением ТКО.
Приводим основные выводы областного суда.

1. Подавляющее большинство рассмотренных административных дел связано с требованиями о приведении созданных мест (площадок) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебной практике встает вопрос о том, к полномочиям какого исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (муниципального района или сельского поселения) относится приведение созданных мест (площадок) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Представляется, что наиболее правильным является подход тех судов, которые приходят к выводу, что за сельскими поселениями закреплены в данном случае только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, а обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района.

Пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающий такое полномочие органов местного самоуправления, как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО, не подразумевает под собой создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

Указанные полномочия на органы местного самоуправления возложены иным, специальным законом, а именно Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно статье 8 которого, как указано выше, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, на территориях сельских поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в постановлении от 29.03.2011 № 2‑П, содержание термина «организация», используемого в Законе №131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, и в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.

Из системного толкования приведенных положений действующего федерального, регионального и местного законодательства, правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что за сельскими поселениями закреплены в данном случае только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, а обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района (решения Череповецкого районного суда Вологодской области по делам № 2а-695/2022, № 2а-689/2022, № 2а-694/2022, № 2а-696/2022, № 2а-703/2022, № 2а-704/2022, № 2а-708/2022, № 2а-709/2022, № 2а-710/2022, № 2а-729/2022).

2. Административные дела о ликвидации несанкционированных свалок связаны с ненадлежащим выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих публичных полномочий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления должны размещаться исключительно на объектах размещения отходов, то есть на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов.

Так, возлагая на администрацию Великоустюгского муниципального района обязанность ликвидировать свалки ТКО на территории сельского поселения Заречное, Великоустюгский районный суд, руководствуясь приведенными нормами права, исходил из того, что административный ответчик ненадлежащим образом выполняет полномочия по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории муниципального района, так как выявленные в ходе прокурорской проверки места складирования ТКО специально не предназначены для накопления отходов, вследствие чего захламленные земельные участки не могут использоваться по назначению, создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность (решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 21.04.2022 № 2а-194/2022).

В случае выявления несанкционированных свалок на землях лесного фонда, суды, анализируя положения статей 3, 13, 83, 84 Лесного кодекса РФ, а также Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047, приходили к выводу, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, то есть Департамента лесного комплекса Вологодской области, а не органов местного самоуправления (решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 27.01.2022 № 2а-56/2022, решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 21.04.2022 № 2а-194/2022).

3. При рассмотрении административных дел о возложении обязанности по организации сбора и вывоза ТКО на территории сельских поселений в судебной практике возникает вопрос о том, к компетенции какого органа местного самоуправления (муниципального района или сельского поселения) относится данная обязанность.

Положения пункта 18 части 1 статьи 14, части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Вологодской области от 13.11.2014 № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений», статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят вопросы по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО к полномочиям, как муниципального района, так и сельских поселений.

По одному из дел, суд, установив, что на территории некоторых населенных пунктов сельского поселения района отсутствуют контейнеры, контейнерные площадки, а вывоз мусора транспортом не производится, пришел к выводу о том, что обязанность по организации сбора и вывоза ТКО на территории указанных населенных пунктов носит солидарный характер и должна быть возложена как на администрацию муниципального района, так и на администрацию сельского поселения (решение Нюксенского районного суда Вологодской области от 12.07.2022 дело № 2а-83/2022). 

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом