Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Пропущена поверка датчика ОДПУ: законен ли перерасчет РСО по нормативам

Ситуация:
В состав узла учета отопления и ГВС входит тепловычислитель, расходомеры, термопреобразователи сопротивления, датчики давления, датчики температуры. Срок поверки одного из термопреобразователей сопротивления истек в июне 2021 г., но РСО обнаружила это только в ноябре 2021 г. и 15.10.2021 составила акт о недостатках узла учета (недостаток – истечение 10.06.2021 срока поверки термопреобразователя), признав ОДПУ непригодным для дальнейшей эксплуатации. Ранее счета-фактуры за июнь-сентябрь 2021 г. выставлялись РСО на основе переданных ТСЖ показаний ОДПУ и данные показания не вызывали нареканий. 25.10.2021 термопреобразователь сопротивления с истекшим сроком МПИ успешно прошел государственную поверку. Однако, на основании акта от 15.10.2021 о выявленных недостатках РСО произвела перерасчет за горячую воду и тепловую энергию в отоплении за период июнь-сентябрь 2021 г. по нормативам потребления. Правомерно ли это?

Расчет потребления ГВС и тепловой энергии при выходе из строя ОДПУ

ОДПУ считается вышедшим из строя по основаниям, приведенным в п. 81 (12) Правил № 354, п. 18.3 Правил № 124, п. 75 Правил № 1034 одно из которых – истечение срока поверки любого из приборов (датчиков).
Нормами Правил № 354 и Правил № 124 определен порядок расчета объема потребления тепловой энергии и горячей воды в случае выхода из строя ОДПУ.

Расчет потребления тепловой энергии в данной ситуации производится следующим образом:

Если ОДПУ работал более 3‑х месяцев отопительного периодав течение 3‑х месяцев после выхода из строя ОДПУ объем тепловой энергии определяется по формуле в пп. «в» п. 21 Правил № 124, с учетом п. 59.1 Правил № 354:
учитываются, в том числе, среднемесячное потребление тепловой энергии в помещениях МКД, а также, при наличии ИПУ тепловой энергии, – объем потребления по показаниям ИПУ, объем потребления тепловой энергии на ОДН, который исчисляется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии по показаниям ОДПУ за отопительный период
Если ОДПУ работал менее 3‑х месяцев отопительного периода, а также по истечении 3‑х месяцев после выхода ОДПУ из строяобъем тепловой энергии рассчитывается по формуле в пп. «в.1» п. 21 Правил № 124:
учитываются нормативы потребления тепловой энергии и площади помещений МКД

Расчет потребления горячей воды в этом случае производится следующим образом:

Если ОДПУ работал более 3‑х месяцевв течение 3‑х месяцев после выхода из строя ОДПУ объем горячей воды определяется по формуле в пп. «в» п. 21 Правил № 124, с учетом п. 59.1 Правил № 354:
учитываются, в том числе, среднемесячное потребление ГВС в помещениях МКД, объем потребления по показаниям ИПУ, объем потребления тепловой энергии на ОДН, который исчисляется исходя из среднемесячного объема ГВС по показаниям ОДПУ за период не менее 6 месяцев (или за фактический период работы ОДПУ, но не менее 3 месяцев)
Если ОДПУ работал менее 3‑х месяцев, а также по истечении 3‑х месяцев после выхода ОДПУ из строяобъем ГВС рассчитывается по формуле в пп. «в» п. 21 Правил № 124, с учетом пп. «в.2» Правил № 124:
учитываются, в том числе, среднемесячное потребление ГВС в помещениях МКД, объем потребления по показаниям ИПУ, объем

Последствия успешной поверки «просроченного» ОДПУ

Судебная практика исходит из того, что сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное (опровержимая презумпция).

Потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям по смыслу п. 17 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки.
(п. 25 Обзора судебной практики № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, Определение Верховного суда РФ от 24.11.2020 № 310-ЭС20 – 13165 по делу № А68 – 1493/2019)

Данный подход, выработанный Верховным судом, цитируется и нижестоящими судами (Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 по делу № А47 – 11357/2020, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу № А32 – 6036/2019, АС Дальневосточного округа от 15.12.2020 по делу А59 – 7041/2019, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу А83 – 3217/2020, АС Уральского округа от 05.12.2016 по делу № А76 – 22733/2015).

Выделим несколько сопутствующих ключевых выводов арбитров, прозвучавших в вышеприведенной судебной практике:

Во-первых, если срок поверки прибора учета вышел, то именно абонент должен доказывать (в частности, проведением дальнейшей успешной поверки) его пригодность для коммерческого учета. А на РСО не может возлагаться обязанность доказать наличие искажения, ведь это, по сути, приведет к освобождению потребителя от установленной законодательством обязанности своевременно проводить поверку как элемента надлежащей эксплуатации прибора учета.

Во-вторых, абоненты обязаны соблюдать установленные законодательством требования по надлежащей эксплуатации, своевременной поверке и извещению о технической неисправности приборов (узлов) учета. Признание за абонентом права на осуществление коммерческого учета потребляемого ресурса с использованием прибора с истекшим МПИ при условии последующей успешной поверки этого прибора, не может служить основанием для освобождения такого абонента от ответственности (гражданской или административной) за пропуск срока очередной поверки, если соответствующие его действия (бездействие) подпадают под установленные законом основания для привлечения к такой ответственности. То есть, если за пропуск срока поверки ОДПУ договором предусмотрены штрафные санкции, то успешная поверка «просроченного» ОДПУ их не отменяет.

В‑третьих, при приемке узла учета РСО получает информацию как о дате государственной поверки установленного у абонента прибора учета, так и о дате следующей поверки этого прибора. Если же в течение длительного времени РСО не осуществляет проверку состояния приборов учета, принимает от абонента без замечаний показания прибора учета, в том числе по истечении МПИ – это означает, что РСО не проявляет как профессиональный участник правоотношений по поставке энергоресурсов должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента.

И, наконец, действия РСО, осуществившей проверку состояния приборов учета спустя длительное время после истечения МПИ и потребовавшей оплатить объем потребления коммунальных ресурсов в объеме и порядке, предусмотренных на случай неисправности прибора учета, несмотря на наличие сведений о последующей поверке прибора учета, не могут быть признаны добросовестными, и, следовательно, не должны пользоваться защитой со стороны суда (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Акт о выявленных недостатках ОДПУ (о выходе из строя ОДПУ)

Ввод узла учета в эксплуатацию, проверка его функционирования, работоспособности средств измерений, а также выход узла из строя – все это в обязательном порядке актируется с участием РСО и потребителя (УК, ТСЖ, ЖСК).

Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58, 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034) Порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, регламентирован п. 62 – 72 Правил № 1034. Ввод в эксплуатацию узла учета осуществляется комиссией, создаваемой УК (ТСЖ, ЖСК) с участием РСО. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в РСО для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию. При приемке узла учета в числе прочего проверяется наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется. В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п. 72 Правил № 1034).

Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета (п. 73 Правил № 1034). Как минимум 1 раз в год в ходе проверки узла учета (оформляемого актом) проверяется его работоспособность, в том числе наличие пломб, срок действия поверки (п. 91, 92 Правил № 1034).

Кроме того, в любой момент при наличии сомнений в достоверности показаний приборов учета, РСО вправе инициировать проверку функционирования узла учета с оформлением акта проверки функционирования узла учета (п. 83 Правил № 1034).

Если РСО «прошляпила» поверку любого из средств измерений, входящих в состав ОДПУ, то оформить акт о выявленных недостатках (выходе из строя ОДПУ) задним числом, она не вправе. А это означает, что применять в отношении МКД расчетный способ потребления тепловой энергии и ГВС возможно только с даты оформления соответствующего акта.

Пример - Постановление АС Уральского округа от 29.09.2021 по делу № А71 – 5203/2020
Обстоятельства дела: срок поверки ОДПУ истек 07.04.2019, а акт о выявленных недостатках узла учета тепловой энергии оформлен 09.09.2019, данным актом ОДПУ признан непригодным к учету в связи с истекшим сроком поверки.
Позиция РСО: расчетный способ определения размера платы за тепловую энергию должен применяется с момента выхода ОДПУ из строя, а не с момента оформления акта.
Позиция судов трех инстанций: прибор учета признан забракованным только с 09.09.2019. Оснований для определения объема тепловой энергии расчетным методом до сентября 2019 года не имелось.

Обязательства УК (ТСЖ, ЖСК) = сумма обязательств собственников помещений МКД

Еще один весомый аргумент, опровергающий законность перерасчетов объемов потребления за период до даты составления акта о выявленных недостатках (выходе из строя ОДПУ) – это общее правило о том, что управляющая компания – только посредник между РСО и потребителями и поэтому должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором их должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам (Решение Верховного суда РФ от 08.06.2012 № АКПИ12 – 604, Постановление АС Уральского округа от 29.09.2021 по делу № А71 – 5203/2020).

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил № 354 и иных нормативных правовых актов РФ (п. 13 Правил № 354).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. При оборудовании МКД ОДПУ потребители коммунальных услуг в МКД несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний ОДПУ (п. 42 Правил № 354).

При этом Правилами № 354 не предусмотрено никаких положений о перерасчетах платы за тепловую энергию и ГВС гражданам, проживающим в МКД, после выявления факта истечения срока поверки ОДПУ, если показания такого ОДПУ ранее использовались при начислении платы за коммунальные услуги.

Таким образом, управляющая компания не вправе сделать перерасчет за ГВС и отопление собственникам помещений МКД после выявления факта истечения срока поверки ОДПУ за периоды, предшествующие этому. А, следовательно, такого права нет и у РСО в рамках договора с УК (ТСЖ, ЖСК).

Автор: Е. В. Шоломова – юрист, председатель правления ТСН «Зеленая, 22»

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом