Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…
Можно ли обязать соседей улучшить звукоизоляцию в квартире
Межэтажное перекрытие — одно из самых «слабых» мест в квартирах. Именно из-за его плохой звукоизоляции может возникнуть ощущение, что соседи сверху как будто живут с вами — так хорошо слышны их шаги и разговоры. Довольно часто такая слышимость становится предметом судебных разбирательств — жильцы требуют обязать соседей сверху улучшить звукоизоляцию межэтажного перекрытия. Но суд не…
С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…

Исключение из ГИС ЖКХ сведений о принадлежности квартиры

Житель г. Архангельска (далее — истец) хотел обязать АО «Почта России» исключить из ГИС ЖКХ сведения о проданной ранее квартире и всех подключенных по этому адресу лицевых счетов. 

В 2021 году истец обратился в суд с иском к АО «Почта России», как оператору ГИС ЖКХ. При этом указал, что в личном кабинете ГИС ЖКХ отражается принадлежность истцу квартиры, которую он продал в 2018 году.
По адресу указанного жилого помещения подключены лицевые счета организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Из-за этого истцу поступает информация о плате, начисленной новому собственнику. Кроме того, все лицевые счета не подключаются по новому адресу проживания истца.

В ответ на обращение истца служба поддержки ГИС ЖКХ сообщила: территориальное отделение Росреестра передало сведения об объектах недвижимости и правах на недвижимое имущество в файлах несоответствующих форматов. Из-за этого ГИС ЖКХ не может принять поступившую информацию в обработку. Уведомление об этом направлено в территориальное отделение Росреестра.

Истец посчитал, что АО «Почта России» нарушило его права как потребителя, в связи с чем обратился в суд. В исковом заявлении просил:

  • обязать АО «Почта России» исключить из ГИС ЖКХ сведения о принадлежности спорной квартиры, а также отключить лицевые счета по ее адресу;
  • взыскать с АО «Почта России» компенсацию морального вреда — 26 000 рублей, штраф — 13 000 рублей и судебную неустойку в размере 500 рублей за каждый день неисполнения решения суда;
  • при неисполнении решения суда более двух месяцев судебную неустойку определить в размере 1000 рублей, а при неисполнении решения суда более шести месяцев — в размере 2 000 рублей.

Суд первой инстанции удовлетворил иск частично: обязал АО «Почта России» исключить из ГИС ЖКХ сведения о принадлежности истцу спорной квартиры, взыскал компенсацию морального вреда — 500 рублей и штраф — 250 рублей, а также определил размер неустойки — 100 рублей за каждый день неисполнения судебного решения.

При этом суд исходил из следующего: АО «Почта России» допустило бездействие по исполнению возложенной на него обязанности оператора ГИС ЖКХ. Это порождает право истца требовать устранения недостатков в работе ГИС ЖКХ, призванной обеспечить возможность получения и использования достоверной и актуальной информации, содержащейся в данной системе.
Также суд пришел к выводу о том, что на правоотношения сторон распространяется действие Закона о защите прав потребителей № 2300 – 1.

Апелляционный суд с вынесенным решением согласился.
Кассационный суд направил дело на новое апелляционное рассмотрение и указал: суды не приняли во внимание довод АО «Почта России» о том, что спорная ситуация возникла в связи с невыполнением Управлением Росреестра обязанности размещать информацию в ГИС ЖКХ с использованием единых форматов для информационного взаимодействия.
Управлению Росреестра не предложено представить доказательства, подтверждающие исполнение обязанности, в связи с чем невозможно было разрешить вопрос о том, кто является надлежащим ответчиком по делу.

При повторном рассмотрении дела апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. При этом установил: 

  • В личном кабинете истца в системе ГИС ЖКХ указана достоверная информация о спорной квартире — объект недвижимости имеет статус «снят с учета», отражена дата прекращения права собственности. То есть, истец не числится собственником жилого помещения.
  • Истец имеет возможность пользоваться системой ГИС ЖКХ, подключить лицевые счета по новому адресу проживания и отключить их по адресу уже проданной квартиры. Техническое действие по отключению лицевых счетов в личном кабинете — это компетенция истца, а не оператора ГИС ЖКХ.
  • Доказательства того, что права истца в части использования модуля подключения и отключения лицевых счетов к жилому помещению нарушены, отсутствуют.
  • В договорных отношениях с АО «Почта России» истец не состоит, плату за пользование ГИС ЖКХ не осуществляет, комиссионные вознаграждения не уплачивает. Следовательно, в контексте Закона о защите прав потребителей истец (как пользователь информации) потребителем не является.

Что касается довода АО «Почта России», то апелляционный суд установил: в файле, представленном Управлением Росреестра, имеется актуальная информация об обременениях жилого помещения, новом собственнике, дате регистрации за ним права собственности на спорную квартиру, номер регистрационной записи. Кроме того, в ГИС ЖКХ отражена информация о прекращении права собственности истца на спорную квартиру.

Третий кассационный суд общей юрисдикции (определение по делу № 88 – 16626/2022) согласился с выводами нижестоящего суда и оставил жалобу истца без удовлетворения.

➜ Другой пример из практики — «Моральный вред из-за неправильной платежки в ГИС ЖКХ»

Александра Павлова: