Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Исключение из ГИС ЖКХ сведений о принадлежности квартиры

Житель г. Архангельска (далее — истец) хотел обязать АО «Почта России» исключить из ГИС ЖКХ сведения о проданной ранее квартире и всех подключенных по этому адресу лицевых счетов. 

В 2021 году истец обратился в суд с иском к АО «Почта России», как оператору ГИС ЖКХ. При этом указал, что в личном кабинете ГИС ЖКХ отражается принадлежность истцу квартиры, которую он продал в 2018 году.
По адресу указанного жилого помещения подключены лицевые счета организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Из-за этого истцу поступает информация о плате, начисленной новому собственнику. Кроме того, все лицевые счета не подключаются по новому адресу проживания истца.

В ответ на обращение истца служба поддержки ГИС ЖКХ сообщила: территориальное отделение Росреестра передало сведения об объектах недвижимости и правах на недвижимое имущество в файлах несоответствующих форматов. Из-за этого ГИС ЖКХ не может принять поступившую информацию в обработку. Уведомление об этом направлено в территориальное отделение Росреестра.

Истец посчитал, что АО «Почта России» нарушило его права как потребителя, в связи с чем обратился в суд. В исковом заявлении просил:

  • обязать АО «Почта России» исключить из ГИС ЖКХ сведения о принадлежности спорной квартиры, а также отключить лицевые счета по ее адресу;
  • взыскать с АО «Почта России» компенсацию морального вреда — 26 000 рублей, штраф — 13 000 рублей и судебную неустойку в размере 500 рублей за каждый день неисполнения решения суда;
  • при неисполнении решения суда более двух месяцев судебную неустойку определить в размере 1000 рублей, а при неисполнении решения суда более шести месяцев — в размере 2 000 рублей.

Суд первой инстанции удовлетворил иск частично: обязал АО «Почта России» исключить из ГИС ЖКХ сведения о принадлежности истцу спорной квартиры, взыскал компенсацию морального вреда — 500 рублей и штраф — 250 рублей, а также определил размер неустойки — 100 рублей за каждый день неисполнения судебного решения.

При этом суд исходил из следующего: АО «Почта России» допустило бездействие по исполнению возложенной на него обязанности оператора ГИС ЖКХ. Это порождает право истца требовать устранения недостатков в работе ГИС ЖКХ, призванной обеспечить возможность получения и использования достоверной и актуальной информации, содержащейся в данной системе.
Также суд пришел к выводу о том, что на правоотношения сторон распространяется действие Закона о защите прав потребителей № 2300 – 1.

Апелляционный суд с вынесенным решением согласился.
Кассационный суд направил дело на новое апелляционное рассмотрение и указал: суды не приняли во внимание довод АО «Почта России» о том, что спорная ситуация возникла в связи с невыполнением Управлением Росреестра обязанности размещать информацию в ГИС ЖКХ с использованием единых форматов для информационного взаимодействия.
Управлению Росреестра не предложено представить доказательства, подтверждающие исполнение обязанности, в связи с чем невозможно было разрешить вопрос о том, кто является надлежащим ответчиком по делу.

При повторном рассмотрении дела апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. При этом установил: 

  • В личном кабинете истца в системе ГИС ЖКХ указана достоверная информация о спорной квартире — объект недвижимости имеет статус «снят с учета», отражена дата прекращения права собственности. То есть, истец не числится собственником жилого помещения.
  • Истец имеет возможность пользоваться системой ГИС ЖКХ, подключить лицевые счета по новому адресу проживания и отключить их по адресу уже проданной квартиры. Техническое действие по отключению лицевых счетов в личном кабинете — это компетенция истца, а не оператора ГИС ЖКХ. 
  • Доказательства того, что права истца в части использования модуля подключения и отключения лицевых счетов к жилому помещению нарушены, отсутствуют.
  • В договорных отношениях с АО «Почта России» истец не состоит, плату за пользование ГИС ЖКХ не осуществляет, комиссионные вознаграждения не уплачивает. Следовательно, в контексте Закона о защите прав потребителей истец (как пользователь информации) потребителем не является.

Что касается довода АО «Почта России», то апелляционный суд установил: в файле, представленном Управлением Росреестра, имеется актуальная информация об обременениях жилого помещения, новом собственнике, дате регистрации за ним права собственности на спорную квартиру, номер регистрационной записи. Кроме того, в ГИС ЖКХ отражена информация о прекращении права собственности истца на спорную квартиру.

Третий кассационный суд общей юрисдикции (определение по делу № 88 – 16626/2022) согласился с выводами нижестоящего суда и оставил жалобу истца без удовлетворения.

➜ Другой пример из практики — «Моральный вред из-за неправильной платежки в ГИС ЖКХ»

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом