Суд признал недействительным предостережение ГЖИ Омской области о недопустимости нарушений обязательных требований.
Причина: по мнению судов, у ГЖИ не было предусмотренных 248-ФЗ оснований для вынесения предостережения.
ООО «ОЭК» получило предостережение по результатам анализа инспекцией информации, поступившей от собственника. Тот жаловался на начисления платы за электроэнергию.
ООО «ОЭК» решило, что у ГЖИ не было достаточных оснований для выдачи предостережений, поэтому обратилось в суд.
Позиция ГЖИ: выдача предостережения является обязательной, в том числе, в случае отсутствия факта подтверждения достоверности сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Суды решили, что толкование ГЖИ не соответствует закону о госконтроле.
Согласно части 1 статьи 49 Закона № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Пунктами 1 и 2 статьи 60 Закона № 248-ФЗ установлено, что по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного органа:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям – мотивированное представление о проведении КНМ.
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда – мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Таким образом, предостережение может быть вынесено в отношении контролируемого лица (в том числе по результатам рассмотрения сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда) только в случае получения контролирующим органом данных, свидетельствующих о готовящихся нарушениях обязательных требований или о наличии в действиях контролируемого лица признаков нарушений обязательных требований (при условии отсутствия подтверждённых данных о причинении такими нарушениями вреда охраняемым законом ценностям либо о создании угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
«Приведённое выше толкование положений Закона № 248-ФЗ согласуется с нормами пункта 2 статьи 60 и части 2 статьи 49 такого Федерального закона, предусматривающими, что представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований должно быть мотивированным и что такое предостережение должно содержать указание на то, какие конкретно действия контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований».
Вместе с тем, Госжилинспекция Омской области не оспаривает, что по результатам контрольного мероприятия в действиях ООО «ОЭК» каких-либо нарушений не было выявлено, как и не установлено признаков нарушений обязательных требований, что указывает на недействительность выданного предостережения.
«Применяемая Инспекцией трактовка Закона № 248-ФЗ прямо противоречит части 2 статьи 49 Закона № 248-ФЗ, согласно которой предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований» (дело № А46 – 6899/2022).