Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Городская администрация не смогла признать дом аварийным, потому что он превратился в руины

Грустная история о том, как тыква не превратилась в карету. Точнее, как житель г. Хабаровска не получил нормальную квартиру взамен разрушившейся (определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2022 г. № 88 – 1467/2022).

Муниципальная квартира, где житель г. Хабаровска (далее — истец) в качестве члена семьи нанимателя проживал с рождения, а позже — со своими детьми, располагалась в старом доме деревянной постройки. В определенный момент проживание в квартире стало невозможным из-за угрозы полного разрушения дома. Семья истца вынужденно съехала.

В 2003 г. разрушающийся дом был включен в программу «Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного фонда в 2003 — 2010 годах». На тот момент его износ составлял 66%. 

Однако через несколько лет от строения остались одни руины. В связи с этим межведомственная комиссия администрации г. Хабаровска не смогла признать жилое помещение непригодным для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу. 

Ситуация с переселением из уже разрушившегося дома застопорилась. Тогда истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма взамен утраченного. Получив отказ, подал иск в суд.

В исковом заявлении просил обязать Администрацию вне очереди по договору социального найма предоставить двухкомнатную квартиру площадью не менее 42,6 кв.м, пригодную для постоянного проживания и отвечающую санитарным и техническим требованиям.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. При этом исходил из следующего: в связи с невозможностью провести оценку дома, а также принять решение о признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции вследствие руинирования, межведомственная комиссия фактически признала факт полного разрушения дома.

«Формальное непринятие городской межведомственной комиссией решения о признании жилого помещения истца аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не может лишать истца права на предоставление жилого помещения вследствие полного разрушения дома».

Апелляционный и кассационный суды с этими выводами не согласились, отменили вынесенное решение и отказали истцу в удовлетворении требований.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, для внеочередного предоставления жилья по договору социального найма необходимо соблюдение следующих условий:

  • принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения;
  • признание жилого помещения гражданина непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Одно из оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения — признание гражданина малоимущим (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Однако на момент рассмотрения дела истец и его дети не состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. В установленном законом порядке Администрация не признавала их малоимущими для постановки на указанный учет. Также Администрация не признавала спорный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а квартиру истца в этом доме — непригодной для проживания.

Больше материалов о признании дома аварийным и подлежащим сносу

Александра Павлова: