Относятся ли к компетенции арбитражных судов исковые требования ресурсоснабжающих организаций к органам местного самоуправления о взыскании задолженности за периоды до и после открытия наследства за коммунальные услуги, поставленные ресурсы в жилые объекты (квартиры, дома), права на которые как на выморочное имущество не зарегистрированы в ЕГРН органами местного самоуправления?
Согласно пункту 1 постановления Пленума ВС РФ № 9 дела, возникающие из наследственных правоотношений, связаны с переходом имущественных прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства от наследодателя к наследникам. Данные дела независимо от субъектного состава их участников и состава наследственного имущества подведомственны судам общей юрисдикции (пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 22, пункт 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ).
В пункте 2 постановления Пленума ВС РФ № 9 разъяснено, что в соответствии с правилами подсудности гражданских дел, установленными статьями 23 – 27 ГПК РФ, все дела по спорам, возникающим из наследственных правоотношений, в том числе дела по требованиям, основанным на долгах наследодателя (например, дела по искам о взыскании задолженности наследодателя по кредитному договору, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по платежам в возмещение вреда, взысканным по решению суда с наследодателя и др.), подсудны районным судам.
- Следовательно, дела по требованиям, основанным на долгах наследодателя по оплате коммунальных услуг, являются делами, возникающими из наследственных правоотношений, и независимо от субъектного состава их участников подведомственны судам общей юрисдикции.
- Таким образом, дела по требованиям ресурсоснабжающих организаций к органам местного самоуправления о взыскании задолженности за период до открытия наследства за коммунальные услуги, поставленные ресурсы в жилые объекты (квартиры, дома) не относятся к компетенции арбитражных судов.
В пункте 50 постановления Пленума ВС РФ № 9 разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно РФ (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории РФ жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается РФ, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (РФ в настоящее время – в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Согласно пункту 40 постановления Пленума ВС РФ № 9 неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.).
Следовательно, с момента смерти наследодателя собственником выморочного имущества – жилого помещения является муниципальное образование или субъект федерации – город федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь, которые в силу статьи 210 ГК РФ и должны нести бремя содержания своего имущества независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство и государственной регистрации недвижимости.
Дела по требованиям кредиторов по обязательствам наследников по оплате коммунальных услуг, возникающим после принятия наследства, не являются делами, возникающими из наследственных правоотношений, если в рамках данного спора не возникает спора о праве на выморочное имущество.
Данные споры по субъектному составу относятся к компетенции арбитражных судов (часть 2 статьи 127 АПК РФ).
Таким образом, при отсутствии спора о праве собственности на выморочное имущество к компетенции арбитражных судов относятся споры о взыскании ресурсоснабжающими организациями с органов местного самоуправления задолженности за коммунальные услуги, поставленные ресурсы в жилые объекты (квартиры, дома) за период после открытия наследства вне зависимости от оформления наследственных прав органов местного самоуправления на выморочное имущество и его государственной регистрации. В случае возникновения спора о праве на выморочное имущество такой спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Пленума ВС РФ № 9 дела по заявлениям, содержащим, наряду с требованиями, возникшими из наследственных правоотношений, требования, подведомственные арбитражному суду, разделение которых невозможно, согласно части 4 статьи 22 ГПК РФ подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Следовательно, если ресурсоснабжающей организацией предъявлены требования к органам местного самоуправления о взыскании задолженности за период как до, так и после открытия наследства за коммунальные услуги, поставленные ресурсы в жилые объекты (квартиры, дома), и разделение таких требований невозможно, то такие требования подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
По материалам из рекомендаций Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Северо-Западного округа