Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

5 изменений в лицензировании управляющих организаций. Новый порядок лицензионного контроля

лицензирование ук новые праавила

Опубликовано Постановление Правительства РФ от 05.02.2022 № 117 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства РФ».

Оно вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Плановые проверки УО, начало которых предполагалось после 28 февраля 2022 г., должны проводиться по новым правилам, которые и дополнили Положение о лицензировании.

Что нового в нормах о самом лицензировании?

1.Изменен порядок обращения за лицензией.
Это касается и способа обращения, и содержания заявления.

  • Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в форме электронного документа через портал Госуслуг либо региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
  • До 1 июля 2022 г. соискатель лицензии вправе представить заявление о предоставлении лицензии на бумажном носителе в лицензирующий орган или МФЦ, если такая услуга предоставляется через МФЦ.
  • В самом заявлении надо будет указывать реквизиты квалификационного аттестата (фамилия, имя и отчество лица, получившего квалификационный аттестат, номер аттестата).
  • Утрачивает силу пункт о приложении к заявлению дополнительных документов (копии аттестата, приказа о назначении на должность, описи).

2.Появляется норма том, что оценка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки.
То есть была «проверка сведений», «проверка соответствия», а теперь это называется документарной оценкой. Звучит как будто более успокаивающе. 

3.Сокращен сроки подготовки приказа о предоставлении лицензии или отказе в этом.
Раньше это было «не больше 45 рабочих дней со дня приема заявления», теперь – не больше 30 рабочих дней.

4.Уменьшен срок рассмотрения заявления о продлении срока лицензии. 
Раньше предусматривалась проверка до 30 дней, теперь срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.

5. Установлен срок жизни положения о лицензировании и лицензионном контроле.
Предусмотрено, что само постановление о лицензировании и лицензионном контроле действует до 1 марта 2028 г.

Утвержден порядок лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций

Появились целые разделы – со II по VII, посвященные лицензионному контролю:

  • общие положения, связанные с осуществлением лицензионного контроля;
  • управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля;
  • проведение профилактических мероприятий при осуществлении лицензионного контроля;
  • проведение контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля;
  • оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия;
  • обжалование решений лицензирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля.

Также появляется приложение – критерии отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Общие положения про лицензионный контроль

Объекты лицензионного контроля – деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием ГИС ЖКХ посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, размещаемой в ГИС ЖКХ, информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Предмет лицензионного контроля – соблюдение лицензиатом лицензионных требований.

Управление рисками причинения вреда охраняемым ценностям при осуществлении лицензионного контроля

Применяется система оценки и управления рисками причинения вреда.

Лицензирующий орган относит объекты лицензионного контроля к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.

По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий деятельность лицензиатов разделяется на группы тяжести «А» или «Б».
К группе тяжести «А» относится деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, оборудованными лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирными домами, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В остальных случаях деятельность лицензиатов относится к группе тяжести «Б».

С учетом оценки вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований деятельность разделяется на группы вероятности «1» или «2».

К группе вероятности «1» относится деятельность лицензиатов при наличии неисполненного вступившего в законную силу в течение последних 2 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания лицензиату – юридическому лицу, его должностным лицам или лицензиату за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

К группе вероятности «2» относится деятельность лицензиатов, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований устранены.

Отнесение деятельности лицензиатов к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.

Категория рискаГруппа тяжестиГруппа вероятности
ВысокийА1
СреднийА2
УмеренныйБ1
НизкийБ2

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов лицензионного контроля проводятся в зависимости от категории риска.

Для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит – один раз в 3 года;
- документарная проверка – один раз в 3 года;
- выездная проверка – один раз в 3 года.

Для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит – один раз в 4 года;
- документарная проверка – один раз в 4 года;
- выездная проверка – один раз в 4 года.

Для категории умеренного риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит – один раз в 5 лет;
- документарная проверка – один раз в 5 лет;
- выездная проверка – один раз в 5 лет.

Для категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Профилактические мероприятия при осуществлении лицензионного контроля

Предусмотрены такие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.

Отдельного внимания заслуживает предостережение, так как лицензиат в случае несогласия должен не позднее 15 рабочих дней после получения подать возражение.
В возражении указываются:
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество ИП;
- ИНН;
- дата и номер лицензии;
- дата и номер предостережения;
- обоснование позиции лицензиата в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.

Возражение можно подать на бумаге – почтовым отправлением, в виде электронного документа – на адрес электронной почты, указанный в предостережении, или другими указанными в таком предостережении способами.

Лицензирующий орган рассматривает возражения и направляет ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
В случае удовлетворения возражения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Профилактический визит – тоже не самое безобидное мероприятие.
Он проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи. При этом лицензиатам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений лицензионных требований.

Однако если при проведении профилактического визита будет установлено, что объекты лицензионного контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям или такой вред причинен, должностное лицо направляет информацию об этом для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля

Контрольные (надзорные) мероприятия делятся на два классических вида:
а) предусматривающие взаимодействие с лицензиатом на плановой и внеплановой основе (инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка);
б) без взаимодействия с лицензиатом (наблюдение за соблюдением лицензионных требований, выездное обследование).

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
При этом могут проводиться осмотр, опрос; должностное лицо может получать письменные объяснения и истребовать документы, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

При документарной проверке должностное лицо может получать письменные объяснения и истребовать документы.

При выездной проверке предусмотрены осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование и экспертиза.

Должностные лица могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.

При наблюдении лицензирующий орган:
а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством РФ;
б) изучает размещенную в ГИС ЖКХ информацию о деятельности лицензиата.

Выездное обследование проводится без информирования лицензиата. Предполагает проведение осмотра и (или) испытания.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.

Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия

После контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, составляется акт – на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день его окончания.

При выявлении нарушений после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения.

Порядок обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля

  • Жалоба на решение территориального органа лицензирующего органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа либо лицензирующего органа.
  • Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа лицензирующего органа рассматривается вышестоящим лицензирующим органом.
  • Жалоба на решение, действия (бездействие) должностного лица лицензирующего органа рассматривается руководителем лицензирующего органа.

Жалоба на решение лицензирующего органа и его территориальных органов, действия (бездействие) их должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда лицензиат узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание подается в течение 10 рабочих дней с момента получения лицензиатом предписания.

Поделиться мнением о прочитанном

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом