С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…
Абонентские и псевдоабонентские договоры и проблемы УО из-за их заключения
ООО «Управляющая компания «Райцентр» из Московской области заключила с предпринимателем договоры на заполнение сайта ГИС ЖКХ (16000 р. ежемесячно) и ведение сайта УК (50000 р. ежемесячно). Так как УО оплатила не всё, на что рассчитывал предприниматель, последний обратился с иском в суд, где попросил взыскать более 900 000 р. задолженности и процентов.  Суд взыскал всего…
Долги предыдущего собственника по взносам на капремонт. Случаи из практики
Подобрали четыре примера из судебной практики, когда задолженность по уплате взносов на капремонт стала проблемой как для продавца квартиры/нежилого помещения, так и для покупателя. Неудачная попытка списать долг за капремонт по сроку исковой давности В сентябре 2022 г. жительница Красноярского края (Л.) продала свою квартиру с условием погашения задолженности по оплате капремонта. Но в ФКР…

Когда нужно чистить снег. Ответственность за несвоевременную уборку снега во дворе МКД

Местные правила благоустройства могут устанавливать требования к срокам и качеству уборки снега на территории конкретного муниципального образования. Управляющие организации обязаны их соблюдать, даже если шум от лопат или работы снегоуборочной техники мешает жильцам по утрам.

Например, сроки уборки снега в г. Ижевске устанавливают Правила благоустройства № 308. Их несоблюдение может стать основанием для привлечения УК к административной ответственности и судебного разбирательства (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2021 по делу № А71 – 5481/2021).

Административная комиссия г. Ижевска (далее — Комиссия) обнаружила, что на прилегающей к одному из МКД территории не очищена проезжая часть дороги с асфальтовым покрытием. То есть, УК не устранила препятствия для движения автотранспорта, не обеспечила право граждан на благоприятную среду обитания и нарушила Правила благоустройства г. Ижевска от 28.06.12 № 308.
Комиссия привлекла УК к административной ответственности и назначила наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей (ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений»). 

УК обратилась в суд, чтобы признать постановление Комиссии незаконным. В исковом заявлении приводила следующие доводы:

  • в Правилах благоустройства № 308 не указано, какое количество снега на придомовой дороге может препятствовать движению автотранспорта и при каком его количестве должна осуществляться уборка;
  • Комиссия не доказала, что УК систематически не обеспечивает уборку снега на прилегающей к МКД территории;
  • выводы должностного лица о количестве снега на придомовой дороге сделаны на основании визуального осмотра и личных убеждений, замеры специальными приборами не проводились;
  • наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей носит неоправданно карательный характер, достаточно было устного замечания;
  • осмотр придомовой территории был проведен административным органом с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — без соответствующего задания или приказа, без взаимодействия с УК.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали УК в удовлетворении исковых требований.
Правила благоустройства г. Ижевска № 308 четко регламентируют содержание прилегающих к МКД территорий в зимний период:

  • дворы и участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок; посыпаются песком, песко-соляной смесью, противогололедными материалами до 8 часов утра (п. 4.5.12);
  • все работы по уборке и содержанию территории МКД должны быть закончены к 10 часам утра, а территорий общего пользования, объектов благоустройства (в том числе территорий) — к 8 часам утра; при невозможности выполнить работы в срок из-за погодных условий, они могут быть продолжены в течение дня (п. 4.6.3.8, п. 4.5.23).

УК не доказала, что проводила эти работы в установленный срок и принимала все зависящие от нее меры по недопущению нарушения.

Довод УК о нарушении Федерального закона № 294-ФЗ суды отклонили, так как Комиссия проверяла не территорию заявителя, а территорию общего пользования.
«Дело об административном правонарушении было возбуждено не по результатам проверки, а в результате непосредственного обнаружения правонарушения». Следовательно, не было оснований для оформления плановой проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ.

Также суды не признали правонарушение УК малозначительным. «Непринятие УК мер по очистке от снега проезжей части придомовой дороги создает прямую и непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан». 

УК подала кассационную жалобу, в которой продублировала большую часть доводов и сослалась на п. 24 постановления Правительства РФ № 290 «О минимальном перечне работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества МКД…». В нем содержится положение об уборке снега с придомовой территории только при наличии колейности в 5 см.

Кассационный суд не согласился с доводами УК и оставил решения нижестоящих судов в силе.

Больше материалов об уборке снега

Александра Павлова: