Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Предмет доказывания по спорам о взыскании задолженности по договорам теплоснабжения, заключенным с исполнителями коммунальных услуг

Согласно седьмому абзацу пункта 2 Правил № 354 под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В Правилах № 124 под «исполнителем» понимается юридическое лицо, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами № 354.

В пункте 5 Правил № 124 использован термин «исполнитель в лице управляющей организации, товарищества, кооператива».

Тепловая энергия и горячая вода, поставляемые в многоквартирные жилые дома, используются для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

В части отношений теплоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг действуют специальные нормативные акты, регулирующие отношения между ними: Жилищный кодекс РФ; Правила предоставления коммунальных услуг № 354; Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

В предмет доказывания по этой категории споров входят следующие обстоятельства:

  • Факт заключения договора между теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (управляющие компании, товарищества собственников жилья, кооперативы и др.).
  • Количество тепловой энергии.
  • Качество тепловой энергии.
  • Стоимость тепловой энергии.
  • Полная или частичная оплата стоимости тепловой энергии.

Факт заключения договора между теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (управляющие компании, товарищества собственников жилья, кооперативы и др.).

Бремя доказывания лежит на ресурсоснабжающей организации путем предоставления договора поставки тепловой энергии, подписанного сторонами, либо предоставления доказательств фактического оказания коммунальной услуги.

Согласно Правилам № 124 заключение такого договора является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для исполнителя коммунальных услуг.

Наличие незаключенного договора не является основанием к отказу в иске.

В качестве доказательств фактического оказания услуг по теплоснабжению предоставляются протоколы общих собраний собственников жилых помещений многоквартирного дома о выборе способа управления – управляющей компанией, товариществом собственников жилья или иным специализированным потребительским кооперативом. Сведения об управлении многоквартирными домами управляющей компанией вносятся в реестр лицензий Волгоградской области.

Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил («Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014)», разд. VI, воп. 9).

Как следует из частей 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты «а», «б» пункта 31, подпункт «а» пункта 32 Правил № 354).

С 03.04.2018 года вступили в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 03.04.2018 года № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ».

Часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД), действующими от своего имени, в порядке, установленном данным Кодексом, соответственно договоров ресурсоснабжения, в том числе, отопления (теплоснабжения).

Кроме того, Федеральным законом от 03.04.2018 года № 59-ФЗ в Жилищный кодекс РФ включена статья 157.2 «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются РСО в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

Частью 8 этой статьи определено, что ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление МКД, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 этой статьи.

Таким образом, независимо от способа управления домом с 03.04.2018 года Жилищный кодекс РФ предусматривает право собственников и нанимателей жилья в МКД на общем собрании принять решение о заключении с поставщиком прямых договоров на оказание коммунальных услуг.

В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенными со всеми собственниками помещений в МКД одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 этой статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. По решению ресурсоснабжающей организации, такой срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ.

Переход на прямые договоры не затрагивает правоотношения лица, осуществляющего управление МКД, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров на предоставление коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.

Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в МКД, выставляются ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в МКД в составе платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, в случае принятия собственниками помещений в МКД решения о переходе на прямые договоры, ресурсоснабжающая организация может предъявить требования к управляющей компании только об оплате ресурса, направленного на содержание общего имущества.

Количество тепловой энергии.

Бремя доказывания количества переданной тепловой энергии лежит на теплоснабжающей организации путем предоставления отчетов о теплопотреблении (показаний общедомовых (коллективных) приборов учета), расчетов платы за тепловую энергию (при отсутствии общедомовых приборов учета).

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

В силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию – исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг таких ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

При этом исключение из этого правила может быть установлено жилищным законодательством, как это сделано в отношении объема коммунального ресурса, израсходованного на предоставление соответствующих коммунальных услуг на общедомовые нужды, который, по общему правилу, не подлежит распределению между конечными потребителями в той части, которая превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД (пункт 44 Правил № 354).

Изложенное, в частности, означает, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение № 2 к Правилам № 354).

Особенности расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Применительно к горячему водоснабжению Правилами № 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения № 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения № 2).

В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений МКД приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду – однокомпонентный или двухкомпонентный.

Таким образом, этот порядок подлежит применению при расчетах исполнителя коммунальной услуги с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в МКД горячую воду.

При этом Правилами № 354 не установлено каких-либо различий в порядке определения подлежащего оплате по двухкомпонентному тарифу объема коммунального ресурса в зависимости от того, установлен ли двухкомпонентный тариф для ресурсоснабжающей организации, использующей открытую или закрытую систему горячего водоснабжения.

Данный правовой подход изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.05.2019 № 305-ЭС19 – 1381.

При разрешении споров часто возникают вопросы относительно расчетов объемов тепловой энергии, используемой управляющей компанией на нужды отопления МКД и для приготовления горячей воды на индивидуальном тепловом пункте (ИТП), входящем в состав общего имущества собственников помещений МКД.

По смыслу пункта 54 Правил № 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.

В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.05.2019 № 305-ЭС19 – 1381 указано, что в этом случае объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения № 2 к Правилам № 354.

Оснований для расчетов по двухкомпонентному тарифу на горячую воду применительно к спорному случаю у ресурсоснабжающей организации не имеется.

Из содержания раздела IV Приложения № 2 к Правилам № 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть – на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения № 2 к Правилам № 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения № 2 к Правилам № 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.

Таким образом, расчет причитающейся ресурсоснабжающей организации стоимости коммунального ресурса – тепловой энергии на подогрев воды, поставленной в МКД, следует определять исключительной расчетным путем в соответствии с формулами 20, 20.1 Правил №354, а на ОДН – в соответствии с формулой 20.2 тех же Правил №354, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса учитывается удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (qvkp).

При этом бремя доказывания фактических величин расхода тепловой энергии на отопление и на подогрев холодной воды лежит на компании, в управлении которой находится спорный индивидуальный тепловой пункт (ИТП).

Качество тепловой энергии.

Бремя доказывания поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества лежит на исполнителе коммунальных услуг.

Своевременность подачи теплоносителя на многоквартирные дома подтверждается актом на включение; постановлением органа исполнительной власти о начале отопительного сезона и запуске системы отопления.

С 01.06.2019 введен в действие раздел Х(1) Правил № 808, где в пункте 124(5) прямо указано, что в случае поставки тепловой энергии (мощности) в жилые и многоквартирные дома в целях оказания коммунальной услуги по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяются с учетом необходимости обеспечения установленных значений нормативной температуры воздуха в жилых помещениях и давления во внутридомовой системе отопления, а также допустимой продолжительности перерывов коммунальной услуги по отоплению в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Приложением № 1 к Правилам № 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Раздел X Правил № 354 регламентирует порядок установления фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Так, в соответствии с пунктом 101 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к данным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к данным Правилам.

Согласно подпункту «в» пункта 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если эти приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

Порядок фиксации нарушений качества коммунальной услуги определен в пунктах 105, 108,109 Правил № 354 путем проведения проверки и составления акта с участием теплоснабжающей организации.

В акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

На основании подобных документов осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в соответствии с разделом IX Правил № 354.

Однако, Правила № 354 не содержат положений о недопустимости подтверждения факта некачественности поставленного коммунального ресурса иными доказательствами, помимо документов, предусмотренных разделом X данных Правил.

В рамках структуры правоотношений по оказанию коммунальных услуг в отношении МКД, находящихся в управлении управляющей организации, последняя является исполнителем коммунальных услуг в отношении граждан, при этом выступая по отношению к ресурсоснабжающей организации абонентом, которому не оказывается соответствующая коммунальная услуга, а которому поставляется коммунальный ресурс для оказания такой услуги.

Соответственно, обязанность энергоснабжающей организации состоит не в оказании гражданам коммунальных услуг надлежащего качества, а в поставке тепловой энергии надлежащего качества, местом исполнения которой является граница балансовой принадлежности.

Несоответствие температуры фактически поставленного теплоносителя определенным сторонами требованиям в точке поставки свидетельствует о поставке некачественной тепловой энергии в рамках обязательств из договора.

Данный вывод следует из определения Верховного Суда РФ от 22.01.2016 № 302-ЭС15 – 18973, согласно которому определение параметров качества коммунального ресурса именно в точке поставки и наличие возможности уменьшения размера платы за весь объем коммунального ресурса ненадлежащего качества, поставленного в многоквартирный дом, соответствует структуре отношений сторон договора ресурсоснабжения, в рамках которого ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальные ресурсы исполнителю коммунальных услуг в точке поставки (на границе балансовой принадлежности сторон) и, соответственно, отвечает перед ним за качество всего поставленного в этой точке объема коммунального ресурса в случае, если будет достоверно установлено несоответствие его параметров установленным требованиям (в том числе в случае, если это будет подтверждено данными установленных в домах приборов учета).

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу № А70 – 6407/2018 отмечено, что рассматривая спор между сторонами относительно качества поставленного теплосетевой компанией ресурса, суды дали оценку журналу аварийных отключений, содержащему сведения об отключениях и последующих подключениях теплоснабжения и ГВС при проведении плановых и аварийно-восстановительных работ, постановлению администрации об окончании отопительного сезона, сведениям по опрессовкам, содержащим даты отключений ресурсоснабжающей организацией камер по отдельным МКД, отчетам о потреблении и установили, что суммарно продолжительность проведения истцом работ в отдельных случаях (опрессовки, аварии) превышала допустимую продолжительность перерыва отопления.

Судами приняты во внимание отчеты о почасовых показаниях, о потреблении тепловой энергии и теплоносителя, посуточные наработки с указанием температур наружного и нормативного воздуха, заключение индустриального университета. Установлено, что параметры качества поставленной истцом тепловой энергии в точке поставки не соответствовали температурному графику работы тепловой сети, утвержденному для систем теплопотребления города, размещенному на официальном сайте истца.

Поскольку температура теплоносителя фиксировалась прибором учета, на основании показаний которого стороны составляли документы о переданной – полученной энергии, само по себе наличие или отсутствие актов о некачественной энергии не исключает вывод о некачественной поставке теплоносителя, подтвержденной документально.

При отсутствии возражений управляющей компании относительно качества тепловой энергии следует исходить из того, что ресурс поставлен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Стоимость тепловой энергии

Коммунальный ресурс в виде тепловой энергии подлежит государственному регулированию. Оплата тепловой энергии исполнителем коммунальных услуг производится по установленному уполномоченным органом тарифу, предусмотренному для расчетов с населением.

Бремя доказывания применяемого тарифа на тепловую энергию лежит на ресурсоснабжающей организации путем предоставления соответствующего акта уполномоченного органа.

Согласно пункту 5 (3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 этого документа.

К категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся: товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению.

Особенности порядка расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентного тарифа.

В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII Приложения 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Так, в соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i‑м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, содержащей сумму двух составляющих:

- объем потребленной горячей воды, умноженного на тариф на холодную воду плюс так называемая величина – объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i‑м жилом или нежилом помещении. Эта величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i‑м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i‑м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Размер платы за коммунальную услуги по горячему водоснабжению, предоставленную на ОДН в МКД в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24, эта формула аналогична формуле 23, и также содержит сумму двух составляющих:

-объема горячей воды, потребленной за расчетный период на ОДН, умноженного на тариф на холодную воду, плюс так называемая величина – объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на ОДН, приходящийся на i‑е жилое или нежилое помещение, определяемой как произведение объема потребленной за расчетный период на ОДН горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, умноженная на Т т/э –компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством РФ тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Таким образом, в силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 14.02.2015 №129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» (в редакции постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2185), до 01.01.2022 органы государственной власти субъектов РФ должны утвердить:

-норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжения в жилом помещении;

-норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Сложившая судебная практика исходит из того, что отсутствие в спорном периоде утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды не должно освобождать от оплаты за полученную коммунальную услугу.

В определении Верховного Суда РФ от 15.08.2017 №305-ЭС17 – 8232 отмечено, что установление пунктом 2 постановления Правительства РФ №129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» срока утверждения органами государственной субъектов РФ нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты ранее установленных нормативов.

Особенности порядка расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения (закрытая система).

Пунктом 54, разделом IV Приложения № 2 к Правилам № 354 предусмотрен расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в МКД коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Из формулы 20.2 с учетом пункта 54 Правил № 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (УК) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на ОДН, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема горячей воды на ОДН на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды (произведение расхода коммунального ресурса на подогрев воды на соответствующий тариф и на объем горячей воды на ОДН).

То есть в формулах присутствует такая составляющая, как норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Аналогичный принцип расчета используется в случаях, когда норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для закрытых систем, в установленном законом порядке не утвержден.

Так, определением от 29.07.2019 №309-ЭС19 – 2341 Верховный Суд РФ отменил постановление округа и оставил в силе судебные акты судов предыдущих инстанций, согласившись с их выводами при рассмотрении вопроса о порядке расчета платы за горячее водоснабжение в закрытой системе при отсутствии утвержденного в установленном порядке норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды. В том деле доводы спорящей стороны о невозможности расчета платы по формуле 20 Приложения №2 к Правилам №354 по причине неутверждения тарифным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды судами отклонены со ссылкой на разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.11.2016 №38026-ОД/04, в соответствии с которым в случае принятия решения о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг, при расчете размера платы за коммунальные услуги необходимо применять нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления.

В судебной практике возникает вопрос о возможности использования в случае отсутствия утвержденного для закрытой системы норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды норматива, установленного для открытой системы.

Пунктом 45(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306, норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется с учетом положений, установленных пунктами 32 – 32(2) этих Правил.

В силу пункта 32(2) этих Правил уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов:
а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
б) изолированные стояки и полотенцесушители;
в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.

Согласно правовой позиции, выработанной на заседании Круглого стола при Федеральном Арбитражном суде Поволжского округа на тему «Расходы на общедомовые нужды: порядок расчета и оплаты» (04 декабря 2020 года), в самих Правилах №354 разделения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях применения для открытой и закрытой системы не имеется. В случае если установлен единый норматив расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды, отдельно для закрытой системы такой тариф не установлен, то возможно применить имеющийся норматив.

Кроме того, по вопросу разрешения споров между РСО и УК, когда субъектом РФ устанавливается норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев в целях содержания общего имущества в МКД с единицами измерения Гкал в месяц на подогрев 1 куб.м. воды на кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества, даны следующие разъяснения.

В соответствии с пунктом «б» Примечания №1 к Приложению №2 Правил №354 в отношении норматива: тепловая энергия на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению используется единица измерения Гкал на 1 куб.м.

Из вышеприведенных формул Правил №354 следует, что законодатель исходит из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, учитывая, что горячая вода поставляется в МКД, как единый коммунальный ресурс в целях предоставления единой коммунальной услуги – ГВС, вне зависимости от места ее потребления – в индивидуальных жилых помещениях, или помещениях, относящихся к общему имуществу. С этой точки зрения утверждение норматива расхода в целях содержания только общего имущества МКД не имеет нормативно-правового обоснования.

Таким образом, норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях содержания общего имущества в Гкал на подогрев 1 куб.м. на 1 кв.м. не может быть применен в формуле 24 Правил №354, предусматривающей применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, единица измерения которого – Гкал на 1 куб.м.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 30.01.2020 №306-ЭС20 – 1300, от 02.03.2020 №306-ЭС20 – 1472, от 12.10.2020 №306-ЭС20 – 14163, от 26.10.2020 №306-ЭС20 – 15497.

Полная или частичная оплата стоимости тепловой энергии.

Бремя доказывания отсутствия задолженности по оплате тепловой энергии лежит на исполнителе коммунальных услуг.

Судебная практика по спорам с участием исполнителя коммунальных услуг исходит из того, что доказательством оплаты стоимости тепловой энергии являются: платежные поручения об оплате ресурса непосредственно исполнителем коммунальной услуги, либо первичные документы Агента о поступивших платежах от населения; а также договоры уступки права требования (цессии); заявления о зачете.

При возникновении разногласий по исполнению обязательств по договору теплоснабжения с условиями расчетного обслуживания населения к участию в деле по ходатайству одной из сторон может быть привлечен Агент (соответствующий расчетный центр), у которого истребуются необходимые первичные документы.

При разрешении споров следует исходить из того, что управляющая организация в отношениях с энергоснабжающей организацией выступает в качестве абонента, получая услуги, потребляемые непосредственно жителями многоквартирных домов и, именно на нем, исходя из положений статьи 161 ЖК РФ, лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Непосредственное получение ресурсоснабжающей организацией платы с жильцов за тепловую энергию, потребленную ими в жилых помещениях (пункт 27 Правил № 124), не меняет схему правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не освобождает последнего от обязанности оплатить весь объем тепловой энергии, поступивший в многоквартирный жилой дом, и не лишает управляющую компанию права взыскать задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению с потребителя (жильца).

Как правило, распределение денежных средств, поступивших от населения через расчетные центры (Агента) осуществляется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с назначением платежа. При отсутствии в платежных поручениях назначения платежа, зачисление денежных средств производится в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства.

Так, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2021 № Ф06 – 1430/2021 отмечено, что поскольку оплата долга ответчиком производилась без назначения платежа, то зачет денежных средств истцом осуществлялся согласно условиям договора теплоснабжения, а именно: в случае отсутствия указания в платежных документах периода, за который производится платеж, поступившие в текущем расчетном периоде (с первого по последнее число месяца включительно) денежные средства учитываются в счет оплаты за предыдущий расчетный период, ближайший к дате оплаты. Относимых и допустимых доказательств иного, а равно допущения со стороны истца нарушений условий договора и требований закона при зачислении денежных средств, поступивших от граждан, ответчиком в материалы дела не представлено. Первичные доказательства, содержащие сведения о суммах оплаты с назначением платежа за исковой период, в материалах дела отсутствуют.

Подготовлено на основе Методических рекомендаций по определению предмета доказывания по спорам, связанным с поставкой тепловой энергии Арбитражного суда Волгоградской области.

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом