Если проезд расположен на придомовой территории МКД, то его, по общему правилу, должна ремонтировать обслуживающая УК. Это ее зона ответственности, если идет об общедомовом имуществе. В большинстве остальных случаев проезд — муниципальная собственность. Ответственность за ее надлежащее содержание несет орган местного самоуправления. Казалось бы, все просто и понятно, но иногда суды неправильно разрешают вопрос о бремени содержания спорного имущества.
Опубликовано 15.09.2021. Обновлено 01.07.2024.
В ходе проверки прокуратура г. Алапаевска обнаружила, что один из внутриквартальных проездов находится в ненадлежащем техническом состоянии. На асфальтобетонном покрытии есть дефекты, размеры которых превышают предельно допустимые значения по ГОСТ. Речь идет о ямах размером 180 х 130 х 10 см, а также 170 х 180 х 10 см.
И в интересах неопределенного круга лиц прокурор обратился с иском к Администрации муниципального образования Алапаевское (далее — ответчик). В исковом заявлении просил:
— признать незаконным бездействие ответчика по содержанию автомобильных дорог;
— обязать ответчика в установленный срок привести состояние внутриквартального проезда в соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», а также ГОСТ Р 50597 – 2017, а именно, устранить выбоины и иные разрушения в асфальтобетонном покрытии проезжей части и выровнять дорожное полотно.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования прокурора, возложив обязанность по ремонту спорного проезда на администрацию г. Алапаевск.
Они установили, что границы земельного участка под МКД не определены, сведения об осуществлении его межевания и согласовании границ отсутствуют. На основании этого внутриквартальный проезд общим имуществом жильцов МКД не является, относится к дорогам местного значения и находится в собственности муниципального образования г. Алапаевск. При этом суды учли, что проезд предназначен для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов для проезда к другим расположенным в этом районе жилым домам.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не согласился с такими выводами и направил дело на новое рассмотрение (определение № 88 – 8096/2021). Он указал, что нижестоящие суды не установили значимые для дела обстоятельства:
- относится ли спорный проезд по своему функциональному назначению к улично-дорожной сети муниципального образования Алапаевское;
- предназначен ли он для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри соответствующего квартала;
- относится ли спорный проезд к дорогам общего пользования для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, либо к дорогам не общего пользования, находящимся в частной собственности, в частности, собственников МКД.
Также суды первой и апелляционной инстанций не дали оценку некоторым доказательствам, имеющимся в материалах дела:
- выкопировке из публичной кадастровой карты, согласно которой земельный участок под МКД сформирован и поставлен на кадастровый учет, границы участка определены, сведения о них внесены в ЕГРН и доступны для ознакомления неопределенному кругу лиц;
- заключению кадастрового инженера по результатам выноса границ земельного участка в натуру, в силу которого придомовая территория МКД частично включает в себя спорный участок для прохода и проезда.
Нижестоящие суды не проверили, действительно ли в границы формируемого земельного участка включена только часть придомового проезда, не является ли это следствием допущенной при межевании реестровой ошибки. Не установлено, формировался ли земельный участок с учетом спорного проезда либо, не включая его.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции принял отказ прокурора от иска, заявленный в связи с устранением ответчиком выявленных дефектов дорожного покрытия, и прекратил производство по делу (определение по делу № 2 – 719/2021).