Суды разбирались в нюансах начисления платы в тех случаях, когда потребитель своевременно не передает показания счетчиков, а именно: должна ли УК/РСО проверять поступающие от потребителя сведения и делать перерасчет платы, если в ходе такой проверки обнаружатся расхождения в сведениях.
УК не смогла оспорить предписание ГЖИ о перерасчете платы
ГЖИ Челябинской области проверила жалобы жильцов и обнаружила, что УК «Перспектива» нарушает п. 42, 61 Правил предоставления коммунальных услуг № 354. Рассчитывая плату за горячую воду, она допускала излишние начисления потребителям с декабря 2017 г. по декабрь 2019 г. Исправления в соответствии с показаниями ИПУ горячей воды УК в записи не вносила. Инспекция вынесла предписание, в котором потребовала устранить нарушения и сделать перерасчёт платы.
Управляющая компания не смогла оспорить предписание в судах двух инстанций, однако не остановилась на этом и подала кассационную жалобу. В ней указывала:
— Суды не учли, что УК обязана сделать перерасчёт платы за услугу только за расчётный период, в котором и проведена проверка. Расчёт будет сделан за период, предшествующий проверке прибора учёта— за декабрь 2019 года (за 1 месяц).
— При снятии контрольных показаний расхождений в показаниях прибора учёта не выявлено, поэтому перерасчёт платы не проводится.
— Перерасчёт за предыдущие расчётные периоды из-за того, что показания переданы с нарушением срока, не предусмотрен. Потребитель не обязан передавать показания приборов учёта, это его право. Если потребитель своевременно не передаёт показания, УК не обязана делать перерасчёт.
— Исполнение предписания жилищной инспекции приведёт к нарушению прав других собственников в многоквартирном доме, которых суд необоснованно не привлёк к участию в деле.
Арбитражный суд Уральского округа рассмотрел доводы заявителя и не нашёл оснований для отмены решений. Суд отметил, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, который определяется по показаниям приборов учёта. При отсутствии приборов — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
Правилами предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что если потребитель не предоставляет исполнителю показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта в течение 6 месяцев подряд, исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного шестимесячного срока, или срока, установленного договором, обязан провести указанную проверку и снять показания прибора учёта (п. 82).
В обязанности исполнителя входит:
— проводить проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
— проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта (п. 82 Правил № 354).
Если при проверке будет выявлено расхождение между показаниями прибора учёта и объёмом, который был использован при расчёте размера платы за коммунальную услугу, исполнитель обязан сделать перерасчёт (п. 61 Правил № 354). Нижестоящие суды сделали правильный вывод, что УК была обязана сделать перерасчёт. Соответственно, предписание надзорного органа вынесено обоснованно (дело № А76 – 14485/2020).
Неудачная попытка собственника аннулировать задолженность по оплате электроэнергии
К ноябрю 2023 г. жительница г. Самары накопила задолженность по оплате электроэнергии — 37 159 рублей. Не согласившись с начислениями АО «Самарагорэнергосбыт», обратилась в суд с иском об аннулировании долга.
Предыстория судебного спора
С января 2021 г. женщина перестала передавать показания счетчика, и АО «Самарагорэнергосбыт» перешло к начислению платы по среднемесячному объему потребления (п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).
Позднее по результатам проверки счетчика выяснилось, что его показания достигли предельной отметки, а затем обнулились. Отсчет пошел заново. Сам же прибор учета оказался исправен, пломба была на месте, поэтому АО «Самарагорэнергосбыт» пересчитало плату с учетом снятых показаний (п. 61 Правил № 354).
Также истице было рекомендовано заменить счетчик в связи с истечением срока поверки, что она и сделала уже на момент рассмотрения дела в суде.
Позиция истицы
Женщина настаивала, что за период до мая 2023 г. все долги погасила, а с мая 2023 г. и до даты замены счетчика согласна в рассрочку оплатить электроэнергию исходя из расхода 70 кВт/мес.
Также указывала, что не потребляет электроэнергию в том объеме, который насчитывает ответчик: в квартире нет холодильника и телевизора, да и не живет истица там постоянно, а бывает наездами. Показания в свое время перестала подавать, так как счетчик залило водой с поврежденной крыши и снимать их стало невозможно.
Выводы судов
Суды трех инстанций не нашли оснований для удовлетворения иска (определение Шестого КСОЮ по делу № 88 – 27058/2024). С учетом положений Правил № 354 согласились с начислениями АО «Самарагорэнергосбыт» и указали: непроживание истца в квартире не освобождает от оплаты электроэнергии, «поскольку в соответствии с п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не освобождает от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги».
Материал опубликован 27.08.2021. Обновлен 31.01.2025.