Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Суд обязал магазин привести в первоначальный вид общее имущество, затронутое незаконной реконструкцией.

Спор муниципалитета с магазином.

Обустройство входа в магазин без необходимых согласований привело к. Расскажем о недавнем споре муниципалитета с владельцем магазина (дело № А05 – 2465/2018).

В Арбитражный суд Архангельской области обратилась одна из местных администраций. Жители одного многоквартирного дома жаловались на незаконное использование общедомового имущества. В доме имелись и муниципальные квартиры. В ходе комиссионного обследования муниципальные служащие обнаружили, что нежилое помещение сдаётся под магазин. Для работы магазина арендатор обустроил несколько крылец с пандусом и дебаркадером для погрузки товаров, заняв часть земельного участка, являющегося общедомовым имуществом. 

Сочтя такие работы незаконными, администрация просила суд обязать владельцев нежилого помещения восстановить целостность испорченных фасада, тротуара, газона и отмостки, убрать пандус, дебаркадер и несколько крылец. Причиной претензий было то, что магазин не провел общего собрания собственников и не получил их согласия на такие работы, а также не получил разрешений, предусмотренных градостроительным законодательством. 

Владельцы помещения ожидаемо не согласились с такими требованиями и заявили, что планируют организовать заочное собрание для получения необходимого согласия на произведенные работы и использование земельного участка. Магазин считал необоснованными претензии к пандусу, так как, по его мнению, обеспечение доступности магазина для инвалидов не требует никакого согласия жителей. Ещё в отзыве на иск было указано, что работы проведённые работы относятся к капремонту и не изменили основных параметров здания. Ответчик представил суду также заключение и отчёт о безопасности проведённых работ по демонтажу перегородок, переоборудование оконного проема под дверной в наружной стене здания.

Позиция суда.

Суд изучил проект, по которому проводились работы, и они оказались масштабными: отдельное крыльцо и пандус для маломобильных групп населения, 2 основных входа с тамбуром, эвакуационный выход, площадка для разгрузки товаров. 

Он занял сторону муниципалитета, указав, что устройство пандуса расширило объект капитального строительства, а именно увеличило площадь застройки здания. По мнению суда, при устройстве проемов затронуты конструктивные характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, поэтому по статье 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация подлежала экспертизе. 

Кроме того, расширение двух окон под двери, расширение существующего проема в несущих конструкциях здания являлись реконструкцией, были направлены на увеличение объема принадлежащего ответчику помещения и повлекли за собой увеличение земельного участка, занятого помещениями ответчика; такие работы можно проводить только при согласии остальных собственников (ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, п.6 и п. 6.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

Про пандус суд отметил, что согласие остальных не надо получать только в случае, если он предназначается для жилого помещения, в котором проживает инвалид. Здесь же пандус пристроен к нежилому помещению, используемому в качестве магазина, поэтому на его установку требуется решение общего собрания.

Суд обязал предприятие восстановить затронутое общедомовое имущество и демонтировать незаконно возведенные конструкции.

Жалобы магазина оставлены без удовлетворения.

Владелец магазина пытался оспорить принятое решение. Он настаивал в жалобе на том, что параметры жилого здания в связи с пристройкой крыльца и пандуса не изменяются, установка пандуса не изменяет технико-эксплуатационные характеристики здания, он не является элементом реконструкции, поскольку является съемным. 

По утверждению ответчика, работы по устройству пандуса, металлического крыльца и расширению оконных проемов в несущих стенах соответствуют работам по капитальному ремонту, который не требует согласия собственников, поскольку они не затрагивают общее имущество дома и не приводят к его уменьшению. 

Четырнадцатый апелляционный суд с такими доводами категорически не согласился. Он указал, что переоборудование оконных проемов во внешней, несущей стене дома требовало получение разрешения на реконструкцию, а без него реконструкция считается самовольной.

В любом случае, независимо от того, является ли переоборудование реконструкцией или просто перепланировкой, в том случае, если оно затрагивает общедомовое имущество, необходимо получение согласия собственников. Его получено не было, а из представленных протоколов общих собраний следует, что большинство жителей против выполнения спорных работ.

Арбитражный суд Северо-Западного округа и Верховный Суд РФ в определении от 11 октября 2019 г. № 307-ЭС19 – 18022 оставили решения нижестоящих судов без удовлетворения. Такая позиция согласуется с вполне устоявшейся судебной практикой.

Теперь магазину придётся приводить общедомовое имущество в первоначальное состояние или возмещать затраты муниципалитета на восстановление дома.

Новости ЖКХ:
Related Post