Арбитражный суд Центрального округа рассмотрел вопрос о том, может ли орган местного самоуправления создать унитарное предприятие для управления жилфондом (дело № А23 – 4069/2019).
Индивидуальный предприниматель – собственник нежилого помещения в МКД, не оплачивал коммунальные расходы. В результате накопился долг – 228 000 рублей. Муниципальное унитарное предприятие г. Обнинска «Управление жилищно-коммунального хозяйства» обратилось в Арбитражный суд Калужской области с требованием взыскать долг и неустойку в размере 78 700 рублей.
Должник заявил встречный иск, в котором просил признать недействительным договор управления МКД. Основание – УК создана органом местного самоуправления, поэтому не вправе оказывать услуги по управлению жилыми домами.
Арбитражный суд требование УК удовлетворил и взыскал с ИП долг. В удовлетворении иска о признании договора управления ничтожным суд отказал.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменения.
Ответчик обжаловал судебные постановления в кассационном порядке. В кассационной жалобе предприниматель указывал, что суды не дали правовую оценку допущенному УК злоупотреблению правом и настаивал на ничтожности договора управления с УК, созданной органом местного самоуправления.
Кассационная инстанция установила, что ответчик не оплачивал услуги по содержанию и ремонту общего имущества. В результате образовалась задолженность, на которую истец начислил неустойку.
Суды обоснованно удовлетворили требования истца о взыскании задолженности и неустойки за просрочку оплаты.
Суды установили:
• договор управления МКД заключён на общем собрании между собственниками и УК. Решение общего собрания не оспорено, недействительным не признано;
• каких-либо злоупотреблений со стороны УК суды не установили;
• мнение истца о недопустимости управления МКД компанией, созданной органом местного самоуправления, основано не неверном толковании норм права.
Между тем Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прямо устанавливает, что для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены полномочиями создавать муниципальные предприятия и учреждения (пп. 3 п. 1 ст. 17).
Никаких ограничений не установлено и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
УК имеет действующую лицензию на управление МКД.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что УК осуществляет деятельность по управлению МКД на законном основании, в связи с чем истцу отказали в удовлетворении встречных исковых требований.
Другие материалы про МУП в ЖКХ:
✔ Претензии антимонопольной службы к созданию МУП
✔ Муниципальная УК заключает договоры с подрядчиками без конкурса: последствия