Арбитражный суд Поволжского округа указал, что заключение муниципальным предприятием договоров без конкурсных процедур не освобождает его от оплаты выполненных работ (дело № А12 – 22268/2020).
Управляющая организация из Волгоградской области – МУП «ЖКХ Городищенского района» – заключило с индивидуальным предпринимателем договор на оказание услуг по размещению информации на портале «ГИС ЖКХ». Через какое-то время предприятие перестало платить, и когда задолженность перевалила за 300 тысяч рублей, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.
Предприятие, чтобы не платить, тоже обратилось в суд. Оно потребовало признать договор ничтожной сделкой, так как он был заключен в нарушение законодательства о закупках.
Суды взыскали деньги и отказали предприятию в удовлетворении его встречных требований.
Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ возлагает именно на заказчика обязанности по соблюдению закупочной деятельности, поэтому «неправомерно возлагать последствия нарушения процедуры заключения договора на исполнителя, лишив его права на получение платы за выполненные работы».
Заявляя о недействительности заключенного между ответчиком и истцом договора на оказание услуг, ответчик указывал, что он был заключен им без проведения конкурентных процедур.
«С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что в основу возражений ответчика положена ссылка на собственные неправомерные действия, выразившиеся в непроведении конкурентной закупочной процедуры, что не может свидетельствовать о добросовестном поведении ответчика.
Кроме того, в ходе исполнения договора со стороны истца ответчик его действительность под сомнение не ставил, в суд с иском о признании его недействительным ранее не обращался, против оказания услуг не возражал, данные услуги принял без каких-либо претензий, а также – в предшествующие периоды осуществлял оплату оказанных услуг», – указал суд округа.
Суды пришли к выводу, что ссылка ответчика на недействительность договора в связи с нарушением с его стороны закупочных процедур противоречит принципу добросовестности.
«Оспаривание договора предприятием, допустившим собственные неправомерные действия при его заключении в нарушение правил Закона № 223-ФЗ, не является основанием для признания договора ничтожной сделкой и не влечет отказ в иске о взыскании задолженности за оказанные услуги».