С кого запрещено брать комиссию при оплате ЖКУ
Опубликован Федеральный закон от 19.12.2023 № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". Изначально речь шла про запрет на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Позже законопроект был изменен таким образом, что теперь поправки не коснутся большинства плательщиков. Закреплено, что…
Абонентские и псевдоабонентские договоры и проблемы УО из-за их заключения
ООО «Управляющая компания «Райцентр» из Московской области заключила с предпринимателем договоры на заполнение сайта ГИС ЖКХ (16000 р. ежемесячно) и ведение сайта УК (50000 р. ежемесячно). Так как УО оплатила не всё, на что рассчитывал предприниматель, последний обратился с иском в суд, где попросил взыскать более 900 000 р. задолженности и процентов.  Суд взыскал всего…
Долги предыдущего собственника по взносам на капремонт. Случаи из практики
Подобрали четыре примера из судебной практики, когда задолженность по уплате взносов на капремонт стала проблемой как для продавца квартиры/нежилого помещения, так и для покупателя. Неудачная попытка списать долг за капремонт по сроку исковой давности В сентябре 2022 г. жительница Красноярского края (Л.) продала свою квартиру с условием погашения задолженности по оплате капремонта. Но в ФКР…

Кто может требовать доступ в помещение для проверки перепланировки?

Суды признали за органами местного самоуправления право проверять законность перепланировок в жилых помещениях, а также требовать от их собственников допуска в перепланированные помещения.

Как незаконная перепланировка привела муниципалитет в суд.

Жители многоквартирного дома в Санкт-Петербурге пожаловались в местную администрацию на незаконную перепланировку жилых помещений под размещение в них отеля и ресторана.

Межведомственная комиссия из администрации пришла проверить спорные помещения, однако собственник (юридическое лицо) отказался пускать представителей власти для проверки.

Администрация направила предписание о необходимости предоставить доступ в помещения отеля, чтобы проверить наличие или отсутствие перепланировки, однако туда попасть так и не удалось.

Ссылаясь на отсутствие разрешительной документации на перепланировку и не предоставление доступа Администрация обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с просьбой обязать организацию пустить должностных лиц для проверки.

Собственник возражал, считая, что муниципалитет не вправе проводить такие проверки и перед обращением в суд не принял меры к досудебному урегулированию спора.

Суд удовлетворил заявление, сославшись на то, что перепланировка помещений допускается лишь после получения необходимых разрешений (дело № А56 – 69750/2018).

Он отметил, что государственный жилищный надзор включает в себя проверки соблюдения требований к порядку перепланировки жилых помещений, при этом органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями по осуществлению такого надзора. 

Суд обязал собственника обеспечить доступ в помещения для проверки.

Правительство г. Санкт-Петербурга указало в положении о межведомственной комиссии, которая пыталась попасть в перепланированные помещения, что именно с ней согласовываются проекты на перепланировку помещений, если они не предусматривают существенных изменений. На основании этого арбитражный суд пришел к выводу, что Администрация имела права проводить проверку по жалобе жителей о незаконной перепланировке. При этом только посредством осмотра квартиры муниципалитет может оценить состояние жилых помещений.

По мнению суда, исполнение функций жилищного контроля возложено не только на жилищную инспекцию, но и отнесено к полномочиям районных администраций. При этом предусмотренные законом полномочия ГЖИ не исключают и компетенцию межведомственной комиссии администрации района по проведению обследования как жилого, так и нежилого помещения на предмет наличия перепланировок, поскольку администрация контролирует сохранность жилого фонда, тогда как самовольные перепланировки могут негативно повлиять на его будущую эксплуатацию.

Обеспечение доступа в помещение ответчика вызвано необходимостью проверки поступивших сведений о наличии в помещениях ответчика несогласованной перепланировки, принятия мер для устранения угрозы жизни и здоровью лиц, проживающих в жилом доме, например, для решения вопроса об обращении в суд с иском о приведении квартир в прежнее состояние. 

Суды отклонили возражения собственника о том, что Администрация не принимала мер к досудебному урегулированию спора. По мнению судов, в данном случае претензионный порядок не требуется. Такой порядок предусмотрен законом для того, чтобы добровольно, без расходов на госпошлину, оперативно восстановить нарушенные права, однако из позиции собственника не усматривается намерения разрешить возникший спор во внесудебном порядке. В данном случае оставление иска без рассмотрения привлекло бы к необоснованному затягиванию дела.

Как суды обосновали полномочия администрации на проверку перепланировок.

Определением Верховного Суда РФ № 307-ЭС19 – 15117 от 17 сентября 2019 г. решения нижестоящих судов оставлены в силе. Он согласился с тем, что Администрация обладает полномочиями по согласованию проектов по перепланировке жилых помещений, а также на проведение муниципального жилищного контроля. Собственника обоснованно обязали обеспечить доступ в помещения с отелем для проверки жалоб жителей, указывающих на нарушение их прав незаконной перепланировкой. 

Напомним, что с 1 октября использование жилых помещений под отели не допускается.

Новости ЖКХ: