Незаконные представления прокурора в сфере ЖКХ
Самая популярная мера прокурорского реагирования – это внесение представления об устранении нарушений закона. Регламентируется статьей 24 закона о прокуратуре. Материал опубликован 10.02.2023. Обновлен 03.05.2024 В этом материале собрали примеры незаконных представлений, внесенных УО, ТСЖ, РСО Определение Третьего КСОЮ № 8а-13689/2020 (Санкт-Петербург) о претензиях прокурора к решению общего собрания и работе с должниками Согласно представлению,…
Неудачи ИГЖН Пермского края при проведении проверок и привлечении к ответственности
Собрали в этом материале несколько примеров из практики, когда суды признавали незаконными предписания и штрафы ИГЖН Пермского края. Материал опубликован 12.07.2023. Обновлен 03.05.2023. Незаконный штраф за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения Суд признал незаконным постановление ИГЖН Пермского края о назначении наказания за нарушение уведомления об отключении от электроснабжения. Причина: по мнению суда, законом не…
Перерасчет платы за КР СОИ: за весь 2022 год или только с сентября
Если плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, начисляется по нормативу или среднемесячному, то ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ на этот случай давно предусматривает необходимость перерасчета платы по показаниям общедомового счетчика. Проблема в том, что сам порядок перерасчета был утвержден лишь в 2022 году – постановлением Правительства № 92, которое вступило в…

Ошибки ГЖИ при проверке заполненности ГИС ЖКХ

Арбитражный суд Уральского округа подтвердил незаконность предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области, выданного ресурсоснабжающей организации после проверки внесения информации в ГИС ЖКХ (дело № А34 – 1368/2020).

Проверка

При плановой поверке ГЖИ пришла к выводу, что ресурсоснабжающая организация не в полном объеме внесла в ГИС ЖКХ обязательную к размещению информацию.
В акте проверки указано, что средний процент размещенных лицевых счетов составляет 98,27%; средний процент выставленных платежных документов за предыдущий расчетный период составляет 99,85%.

Ресурсоснабжающая организация оспорила полученное предписание и выиграла три инстанции.

Позиция жилищной инспекции

Инспекция настаивала, что факт нераскрытия заявителем информации подтвержден скриншотами сайта ГИС ЖКХ и актом проверки. Инспекция проводила проверку в отношении одного поставщика информации – ООО «ГЭС Оренбург», соответствующий отчет (аналитика МКД) формировался по размещенной этим лицом информации относительно отдельных домов.
«Чтобы процент лицевых счетов составил 100, необходимо, чтобы по каждому помещению был размещен хотя бы один лицевой счет, то есть, процент размещения не зависит от количества лицевых счетов, а зависит от пропорциональной привязки к помещениям; процент заполнения системы ГИС ЖКХ складывается из нескольких показателей размещения информации в системе – процент размещения технических характеристик дома, процент размещения лицевых счетов, процент размещения платежных документов, и именно на основании этой информации инспекцией установлено нарушение, увидеть эти показатели можно только в отчете «Размещение информации в отношении многоквартирных домов». 

Выводы судов

Суды пришли к выводу о незаконности предписания инспекции:
• ресурсоснабжающая организация обслуживает обозначенные в акте проверки дома не в полном объеме, что исключает возможность соответствия размещаемой им в системе ГИС ЖКХ информации значению показателя размещенных лицевых счетов, равному 100%.
Например, по одному дому размещена информация по 44 помещениям (лицевым счетам), при этом в доме 34 квартиры, из которых в 4 квартиры заявителем ресурс (газ) не подается (лицевые счета закрыты), одной квартире присвоено 4 лицевых счета, в связи с тем, что квартира имеет 4 комнаты, у которых разные собственники (общая кухня), таким образом, обществом размещена информация в отношении 33 лицевых счетов. По другим домам – похожие ситуации;
• при условии открытия лицевых счетов по указанным в акте проверки адресам не в полном объеме, в связи с поставкой ресурса не во все помещения, расположенные в домах, процент размещенных лицевых счетов, и соответственно процент выставленных платежных документов за предыдущий и позапрошлый период не может быть равен 100;
• фактически процент размещенных лицевых счетов рассчитывается как отношение суммарного процента размещения лицевых счетов по дому относительно количества поставщиков информации в блоке дополнительной информации о доме. В блоке дополнительной информации о доме отображается процент размещенных лицевых счетов, рассчитанный как количество помещений, по которым размещен один и более лицевой счет, относительно количества помещений в дом. Для того, чтобы значение в столбце «процент размещенных ЛС» стало равным 100% необходимо, чтобы все поставщики ЖКУ разместили хотя бы один ЛС для каждого помещения дома.

Суды приняли во внимание ответ службы поддержки, согласно которому при анализе отчета учитываются следующие нюансы:
1. Один лицевой счет может быть открыт в отношении нескольких помещений одного дома, в связи с этим помещений в доме может быть больше, чем лицевых счетов, а значение в столбце «процент размещения лицевых счетов» равно 100%;
2. В отношении одного помещения может быть размещено несколько лицевых счетов, при этом в доме могут оставаться помещения, в отношении которых сведения о лицевых счетах не размещены. В этом случае количество лицевых счетов может быть равно и даже больше количества помещений, а значение в столбце «процент размещенных лицевых счетов» – меньше 100%.

Суды отклонили довод инспекции о том, что полнота, достоверность, актуальность размещаемой в системе ГИС ЖКХ информации зависит от значения показателя «процент размещения лицевых счетов», равного 100%.
Судебные инстанции отметили, что «нормативного требования по размещению лицевых счетов со значением, равным 100%, определяющим полноту, достоверность и актуальность спорной информации, не установлено, этот показатель является зависимым, в том числе, от информации, размещенной всеми поставщиками ЖКУ, и не свидетельствует о недостоверности информации в случае ее внесения отдельным поставщиком информации в значении, равном менее 100%».

Инспекция не выяснила при проверке вопрос о конкретных имеющихся лицевых счетах, и соответственно, о конкретных платежных документах, не размещенных обществом. Суды признали её предписание незаконным.

Антонина Юдина: