Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа об охране окружающей среды

Арбитражный суд Дальневосточного округа опубликовал Обзор судебной практики рассмотрения дел по спорам, связанным с применением законодательства об охране окружающей среды. Выбрали оттуда и пересказали позиции, связанные с ЖКХ.

К заявлению о выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у заявителя объекта размещения отходов, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании. Такой объект должен соответствовать требованиям действующего законодательства, а сведения о нем – содержаться в государственном реестре объектов размещения отходов.

Пример – дело № А16 – 1386/2019

Общество обратилось в управление Росприроднадзора с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I‑IV классов опасности.

Управление проинформировало общество, в том числе, о необходимости представления копий документов, подтверждающих наличие принадлежащих на праве собственности или ином законном основании объекта размещения отходов IV класса опасности; копий документов, подтверждающих наличие принадлежащих на праве собственности или ином законном основании оборудования для выполнения работ по обработке отходов IV класса опасности. Кроме того, разъяснило, что к объектам размещения отходов как к специально оборудованным сооружениям предъявляются требования Градостроительного кодекса РФ об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации на строительство объекта и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае отсутствия объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) предоставить хозяйствующему субъекту лицензию на деятельность в части размещения отходов не представляется возможным.

Решением управления Росприроднадзора заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы возвращены по основанию несоответствия их требованиям подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.

Полагая, что в отношении объекта размещения отходов не должны предъявляться требования в части проведения государственной экспертизы проектной документации на строительство, получения разрешения на ввод в эксплуатацию и включения в ГРОРО, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.

Суды отказали в удовлетворении требований общества:

  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию;
  • для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, к которому прилагает, в том числе, документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I – IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подпункт «а» пункта 6 Положения о лицензировании).
  • Согласно пунктам 6, 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
  • Установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у общества на момент подачи заявления о предоставлении лицензии объекта размещения отходов, соответствующего требованиям действующего законодательства, сведения о заявленном объекте размещения отходов (полигоне) не содержатся в ГРОРО, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали оспариваемое решение управления Росприроднадзора соответствующим закону.

При этом судами обращено внимание на то, что отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами само по себе не препятствует включению объекта размещения отходов в ГРОРО.

Получение в установленном порядке разрешения органа местного самоуправления на временное размещение твердых бытовых отходов не исключает факта причинения вреда почвам на данном участке при отсутствии возведенного и зарегистрированного объекта размещения отходов, лицензии на право обращения с отходами и тарифов на размещение (захоронение) отходов.

Пример – дело № А51 – 15616/2018

Арендатор земельного участка и субарендатор несут солидарную ответственность за вред, причиненный окружающей среде совместными действиями, направленными на реализацию общего намерения извлечения дохода.
Между администрацией муниципального района (арендодателем) и обществом‑1 (арендатором) заключен договор аренды земельного участка для строительства полигона утилизации твердых бытовых отходов, в соответствии с которым арендатор с момента заключения названного договора и в течение всего периода его действия обязался обеспечить на земельном участке подготовку места временного размещения твердых бытовых и промышленных отходов; их прием, размещение, временное складирование, сортировку, утилизацию, изоляцию и обезвреживание; обеспечивать контроль приема поступающих на земельный участок твердых бытовых и промышленных отходов.
Впоследствии между обществом‑1 (арендатором) и обществом‑2 (субарендатором) заключен договор субаренды с целью подготовки мест временного складирования твердых бытовых отходов, организации их учета.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда по другому делу общество‑2 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данным решением установлены обстоятельства осуществления указанным обществом деятельности по обращению с отходами производства и потребления без специального разрешения (лицензии).

Управление Росприроднадзора направило обществам претензию о необходимости исполнения солидарной обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, путем внесения суммы ущерба, рассчитанной в соответствии с пунктом 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 № 238.

Оставление претензии обществами без удовлетворения послужило основанием для обращения управления Росприроднадзора в арбитражный суд с иском о взыскании солидарно с арендатора и субарендатора земельного участка вреда, причиненного почве несанкционированной свалкой.

Суд первой инстанции отказал в иске. Он исходил из недоказанности истцом противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличия причинно-следственной связи между их действиями (бездействием) и возникшими убытками, а также размера убытков.
При этом суд признал свалку санкционированной в связи с получением разрешения органа местного самоуправления на временное размещение твердых бытовых отходов. Кроме того, указал на отсутствие оснований считать законным расчет суммы убытков с применением показателя несанкционированного размещения отходов производства и потребления, определенного на основании пункта 9 Методики № 238 и примененного истцом, и, как следствие, на неправомерность возложения на ответчиков обязанности по возмещению вреда почве в размере, заявленном в иске.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя требования, признал деятельность ответчиков незаконной в силу несоответствия свалки понятию объекта размещения отходов, предусмотренному Законом об отходах производства и потребления, а также установленному запрету размещения отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Суд округа постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения, исходя из следующего.

  • Лица, совместно причинившие вред, несут солидарную ответственность (абзац первый статьи 1080 ГК РФ).
  • солидарная ответственность может применяться только в случаях, прямо установленных договором или законом, в частности, при неделимости предмета неисполненного обязательства или при совместном причинении внедоговорного вреда в соответствии с абзацем 1 статьи 1080 ГК РФ.
  • при причинении вреда несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный вред лишь в тех случаях, когда установлено их совместное участие. О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. При отсутствии общего умысла каждый из нарушителей несет самостоятельную ответственность.
  • судом апелляционной инстанции обоснованно поддержан вывод административного органа о согласованности и скоординированности действий общества‑1 и общества‑2, направленных на реализацию общего для всех лиц намерения на извлечение дохода от приемки, размещения и захоронения за плату отходов производства и потребления.
  • помимо прямых договорных отношений, согласованность действий ответчиков подтверждается единством места регистрации указанных лиц, единством их представителей, действующих как в интересах арендатора, так и в интересах субарендатора; осуществляя права владельца земельного участка разумно и с необходимой осмотрительностью, арендатор не мог не знать, что земельный участок используется субарендатором с нарушениями земельного законодательства, тем не менее, общество‑1 не предпринимало никаких мер к пресечению незаконной деятельности общества‑2 или по расторжению договора; ответчиками не опровергнуто, что объект по размещению отходов не создан и не зарегистрирован в установленном порядке; лицензии на право обращения с отходами ни арендатору, ни субарендатору не выдавались, ответчики за выдачей лицензий на право осуществления соответствующей деятельности не обращались; тарифы на размещение (захоронение) отходов на спорном земельном участке уполномоченным органом не утверждались и не устанавливались.
  • установив факт причинения совместными действиями ответчиков вреда окружающей среде в результате незаконного размещения на публичном земельном участке твердых бытовых отходов в отсутствие возведенного и зарегистрированного объекта по размещению отходов, лицензии на право обращения с отходами, тарифов на размещение (захоронение) отходов на указанном земельном участке, апелляционный суд пришел к выводу о том, что арендатор и субарендатор земельного участка обязаны возместить причиненный вред, размер которого рассчитан на основании Методики № 238.
  • На основании изложенного вывод апелляционного суда о солидарной ответственности ответчиков за причиненный ущерб почве, как объекту охраны окружающей среды, является обоснованным, соответствующим установленным обстоятельствам и доказательствам по делу.

Вырубка древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне линии электропередачи в целях устранения аварии при эксплуатации линейного объекта электроэнергетики не является основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда лесному фонду.

Пример – дело № А51 – 2805/2019

Обществом при проведении аварийных работ в охранной зоне линии электропередачи были уничтожены кустарники и дикорастущие деревья.
Полагая, что рубка деревьев произведена обществом незаконно, ввиду отсутствия соответствующей разрешительной документации, учреждение обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.

Суды отказали в иске:

  • Согласно части 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
  • Для использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (пункт 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов № 223).
  • Как предусмотрено пунктами 21, 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства № 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Рубка деревьев в предусмотренных случаях осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.

Суды установили, что вырубка древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне линии электропередачи произведена обществом в целях устранения аварии при эксплуатации линейного объекта электроэнергетики. Доказательства неправомерности действий ответчика и осуществления им рубок за пределами охранной зоны либо ином злоупотреблении со стороны хозяйствующего субъекта не представлены, в связи с чем совокупность оснований для возмещения вреда лесному фонду отсутствовала.

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом