Если горячая вода приготовляется с использованием общедомового имущества, а не подается в готовом виде ресурсоснабжающей организацией, то могут быть сложности при переходе на прямые договоры по горячему водоснабжению.
Свежий пример из практики судов
Собственники дома из Татарстана на общем собрании приняли решение о переходе на прямые договоры по отоплению и горячему водоснабжению. При этом в доме не было централизованного горячего водоснабжения, и приготовление горячей воды происходило с помощью общедомового имущества – теплообменника.
Управляющая организация захотела изменить заключенный ранее договор и исключить из него тепловую энергию, предназначенную для предоставления коммунальных услуг в этом доме. Однако ресурсоснабжающая организация ответила отказом, ведь она подает в дом только тепловую энергию и не может быть поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС).
Тогда управляющая организация обратилась в суды (дело № А65 – 11878/2020), но те тоже ей отказали:
- теплообменник самостоятельно тепловую энергию не производит, поступающая в теплообменник для подогрева вода греется с помощью подаваемого ответчиком теплоносителя. При этом коммунальная услуга горячего водоснабжения представляет собой потребление воды из теплообменника.
- управляющая компания оказывает владельцам помещений в МКД коммунальную услугу ГВС самостоятельно, используя для этого как общее имущество МКД, так и подаваемый ему ответчиком ресурс – тепловую энергию и подаваемую третьим лицом холодную воду. В данном случае коммунальная услуга (изготовление горячей воды) оказывается управляющей компанией, получающей два коммунальных ресурса от разных организаций.
- собственникам доступна именно коммунальная услуга горячего водоснабжения.
Под коммунальными ресурсами Правила № 354 понимают холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общедомового имущества.
Согласно пункту 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества (при наличии такого оборудования)). - Такие коммунальные услуги, как «ГВС тепловая энергия», «тепловая энергия на ГВС» «ГВС подогрев», жилищным законодательством не предусмотрены.
- В данном случае конечным продуктом, который должен быть доставлен до каждого потребителя (до каждой квартиры), является горячая вода, а не тепловая энергия, являющаяся лишь одним из компонентов для производства конечного продукта. Готовый продукт – коммунальную услугу «горячая вода» в силу особенностей системы горячего водоснабжения жилого дома в рамках рассматриваемого спора РСО поставить не может.
- УО должна приобретать у РСО тепловую энергию для нагрева воды в теплообменнике для оказания соответствующей коммунальной услуги и заключать с собственниками помещений договор на оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению, самостоятельно приобретать два вида ресурсов.
- Договоры водоснабжения заключаются в отношении такого потребляемого (невозвратного) ресурса как горячая вода, при одновременном наличии у РСО технической возможности как поставки воды на соответствующие цели, так и поставки тепловой энергии, используемой для нагрева воды. Возможность заключения такого договора обеспечивается установлением ресурсоснабжающей организации двухставочного тарифа.
- Статья 2 Федерального закона № 190-ФЗ определяет теплоснабжение как обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Исходя из изложенного, в отношении спорного МКД, технологически не присоединенного к централизованной системе горячего водоснабжения, но оснащенного оборудованием для нагрева воды путем использования тепла, поставляемого РСО, между истцом и ответчиком должен быть заключен договор на теплоснабжение.
- Поскольку ресурсоснабжающая организация не является поставщиком горячей воды, то собственниками помещений в доме с нецентрализованным горячим водоснабжением не могут быть заключены прямые договоры на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению с ресурсоснабжающей организацией.
Это было кратко. Еще подробнее можно почитать в самом Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа.
Позиция Минстроя РФ
Напомним, что Минстрой РФ сначала указывал, что:
«в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги» (Письмо Минстроя России от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04).
Потом это письмо было отозвано (Письмо Минстроя России от 12.11.2018 № 45276-ОО/04).
Чуть позднее Минстрой РФ высказывался уже следующим образом:
- ЖК РФ не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ по МКД, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общедомового имущества возможен (Письмо Минстроя России от 04.02.2019 № 3080-ОО/06).
- для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в МКД, в которых горячая вода приготавливается с помощью оборудования, расположенного в доме и относящегося к общедомовому имуществу, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающими организациями:
договора теплоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по теплоснабжению (для приготовления горячей воды) и
договора холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по холодному водоснабжению (в т.ч. для приготовления горячей воды).
Такие коммунальные услуги поименованы в пункте 55 Правил № 354 и в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ (аналогия закона) могут предоставляться потребителям коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в отсутствии лица, управляющего многоквартирным домом (ст. 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ) (Письмо Минстроя России от 22.01.2019 № 1324-ОО/06).
В примере, с которого начиналась статья, управляющая компания тоже ссылалась на п. 55 Правил №354, но суду такая аналогия не понравилась, и он просто обозначил, что норма касается случаев, когда нагревательное оборудование установлено непосредственно в жилом помещении.
В качестве другого отрицательного примера можно указать Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2019 по делу № А56 – 134319/2018. Там суд отказал товариществу из Ленинградской области в иске о признании заключенным на неопределенный срок договора горячего водоснабжения и отопления между РСО и всеми собственниками МКД.
Второе мнение судов
Другую позицию судов, поддерживающих последнее мнение Минстроя РФ, можно встретить в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2019 по делу № А41 – 24467/2019.
Ресурсоснабжающая организация пыталась обязать управляющую организацию из Балашихи заключить договор теплоснабжения до индивидуального теплового пункта многоквартирного дома. Управляющая организация упиралась, так как собственники приняли решение о прямых договорах.
Сначала РСО выиграла 2 инстанции:
- суд первой инстанции исходил из того, что дом оборудован ИТП, управляется управляющей организацией, которая и является исполнителем коммунальной услуги; заключение договора поставки тепловой энергии с УО на весь многоквартирный дом является для ответчика обязательным.
- суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем коммунальной услуги только в случаях: при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом, либо когда в многоквартирном доме не выбран способ управления.
Суд округа отменил эти решения:
«Вывод судов о том, что заключению прямых договоров с собственниками препятствует наличие индивидуального теплового пункта (ИТП), противоречит действующему законодательству.
Жилищный кодекс РФ, в частности пункт 1 части 1 статьи 157.2, не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества, возможен»
При новом рассмотрении АС Московской области отказал в иске, перепечатав большую часть постановления суда кассационной инстанции.
Желающим перейти на прямые договоры по горячему водоснабжению, если горячая вода производится с использованием общедомового имущества, стоит учитывать различное отношение судов по этому вопросу; узнавать, какая практика сложилась в их городе: некоторые читатели ЖКХ Ньюс писали, что их РСО вполне спокойно к этому относятся, и до судов дело не доходит.