Седьмому кассационному суду общей юрисдикции пришлось разбираться, должен ли исполнитель вводить приборы учета в эксплуатацию, если у него есть претензии к проведённой поверке (определение № 88 – 17209/2020).
Поверка прибора учёта
У собственника истекли сроки поверки приборов учета, и он обратился в ООО «Этажи-сервис», имеющее аккредитацию. Общество произвело поверку прибора без демонтажа и выдало свидетельство о поверке. Свидетельство подтверждало, что счетчик воды соответствует установленным требованиям и пригоден к применению.
Дальше мужчина обратился с заявлением в ТСЖ о введении в эксплуатацию счетчика горячей воды с приложением свидетельства о поверке. ТСЖ отказало во вводе счетчика. Оно сослалось на многочисленные нарушения при составлении свидетельства о поверке. Заявителю было предложено вновь обратиться в организацию, которая провела поверку прибора.
Через несколько месяцев мужчина снова обратился в ТСЖ с просьбой ввести в эксплуатацию этот же счётчик с приложением к заявлению копии паспорта на прибор учёта и того же свидетельства о поверке.
ТСЖ опять отказалось что-либо делать, в том числе считать потребление горячей воды по счётчику, а не по нормативу.
Обращение в суд
Собственник обратился в суд с иском, в котором просил:
— обязать товарищество принять результаты поверки индивидуального прибора учета горячей воды;
— обязать признать его годным к работе и ввести в эксплуатацию;
— обязать произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение с даты поверки счетчика согласно паспорта поверки;
— обязать подключить приборы учета водоснабжения в квартире;
— взыскать с ТСЖ в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
Суд первой инстанции отказал собственнику: объём горячего водоснабжения правомерно рассчитывается по нормативу, так как прибор учёта в эксплуатацию не введен.
Вышестоящие суды встали на сторону жильца
Апелляционная инстанция решение районного суда отменила и приняла новое решение:
— обязать ТСЖ принять результаты поверки прибора учета горячей воды законными и признать счетчик, установленный в квартире годным к работе и ввести в эксплуатацию;
— обязать ТСЖ произвести перерасчет платы за горячую воду с даты поверки счетчика согласно паспорту поверки;
— взыскать с ТСЖ в пользу заявителя компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф в размере 2 500 руб.
Кассационный суд поддержал такое решение. Он указал:
- на потребителя не может быть возложена обязанность контролировать правильность оформления свидетельства о поверке, соответственно, ТСЖ не вправе было отказать во вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета после поверки.
- поверка индивидуального прибора учета была произведена организацией, имеющей соответствующую государственную аккредитацию для осуществления деятельности в данной области.
- при истечении периода поверки индивидуального прибора учета потребитель выполнил те обязанности, которые на него возложены Правилами предоставления коммунальных услуг №354 и провел поверку посредством обращения к организации, обладающей необходимой аккредитацией. При этом как у потребителя, так и у ТСЖ не было причин не доверять результатам поверки, проведенной организацией, которая осуществляющей такую деятельность на профессиональной основе.