АСУСМКД - новый способ ведения реестра собственников
ФЛ

Какие проблемы садоводческих товариществ планируется решать в 2021 году

огород

На сайте Президента РФ опубликован Доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2019 год. Согласно документу выявлен ряд проблем в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества, а также в смежной сфере – у собственников в коттеджных поселках. В документе обозначено 5 проблем и пути их решения.

Общее собрание членов товарищества правомочно, если на нём присутствует более 50% членов товарищества или их представителей. На практике соблюдение этого требования в товариществах с сотнями и тысячами членов затруднительно.

Для решения проблемы предлагается создать правовые основы для проведения общих собраний членов товариществ с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

В границах территории садоводства или огородничества, по некоторым оценкам, от 10 до 15% участков являются заброшенными. Обычно их собственники неизвестны органам управления товариществ.

Наличие заброшенных участков приводит к невозможности оформить право общей долевой собственности на недвижимое имущество общего пользования. Так, регистрация права общей долевой собственности невозможна, если отсутствует решение общего собрания членов товарищества с указанием фамилий, имен, отчеств всех собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.

В ходе мониторинга Росреестр представил данные о том, что для товариществ разработка проекта планировки территории – излишество, а подготовка проекта межевания – сложно и дорого.

Для решения проблем предлагается:

  • упростить приобретение гражданами прав на имущество общего пользования;
  • установить меры по введению в оборот заброшенных земельных участков (при условии соблюдения прав собственников таких земельных участков);
  • исключить необходимость разработки проекта планировки территории для товариществ;
  • упростить подготовку проекта межевания для товариществ.

Для этого предлагается поручить Росреестру подготовить проект федерального закона с соответствующими изменениями. Срок представления проекта в Правительство РФ обозначен как май 2021 года, а в Госдуму РФ – сентябрь 2021 года.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона № 217-ФЗ число членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более 5% общего числа членов товарищества. При этом в силу части 2 статьи 16 того же закона число членов товарищества не может быть менее семи.

Противоречие заключается в том, что требование к численности членов правления может быть соблюдено, только если в товариществе будет 60 членов и больше, однако и в теории, и на практике в товариществе может быть и меньше 60 членов.

Для решения проблемы предлагается поручить Росреестру разработать проект изменений и представить его в тот же срок, что и в предыдущем пункте.

Авторы доклада обнаружили невозможность исполнения требований Гражданского процессуального кодекса РФ: товарищества не могут указать в исковых заявлениях и в заявлениях о вынесении судебного приказа обязательный реквизит – один из идентификаторов ответчика. В качестве идентификатора должна быть указана информация, к которой у товариществ, как правило, отсутствует доступ: СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, ОГРНИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

Для решения проблемы планируется урегулировать порядок получения товариществами одного из идентификаторов ответчика, необходимого для указания в исковых заявлениях и в заявлениях о вынесении судебного приказа.

Проблемой в регулировании отношений, касающихся общего имущества собственников индивидуальных жилых домов в коттеджных поселках, является отсутствие правового режима общего имущества собственников индивидуальных жилых домов в отношении общей инфраструктуры коттеджных поселков. Отсутствием такого режима пользуются недобросовестные застройщики и органы управления имуществом коттеджного поселка, которые на практике допускают злоупотребления, в том числе оформляют право собственности на объекты общей инфраструктуры и устанавливают для собственников индивидуальных жилых домов тарифы на обслуживание и использование общей инфраструктуры, не обеспечивают коттеджный поселок необходимыми объектами общей инфраструктуры.

Для решения проблемы планируется подготовить предложения о внесении изменений в законодательство РФ в части регламентации правового статуса коттеджных поселков и их общей инфраструктуры.

Похожие новости
Колонка редактораФЛТСЖ и ЖСК

Ознакомление с бухгалтерской документацией в ТСЖ

Колонка редактораФЛТСЖ и ЖСК

Право собственников знакомиться с документами ТСЖ

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУКПишут читатели

Про срок передачи технической документации на многоквартирный дом

Колонка редактораФЛ

Непосредственное управление домом. Часть 2: что это такое