Госдума рассмотрит проект федерального закона
Депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области внесли на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Предлагается закрепить принцип непрерывности осуществления деятельности по управлению МКД, их обслуживанию и оказанию коммунальных услуг
Законопроектом депутаты предлагают устранить неопределенность и пробел в правовом регулировании вопроса определения момента прекращения обязанности управляющей организации по управлению МКД в случаях расторжения и прекращения договора управления по основаниям, не связанным с принудительным исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, аннулированием лицензии и прекращением ее действия.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации основными условиями на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом является наличие лицензии на осуществление такой деятельности, наличие соответствующих сведений о МКД в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, а также наличие заключенных договоров управления МКД.
Следовательно, основанием для прекращения деятельности по управлению МКД может быть факт прекращения действия одного из указанных условий.
Частью 3 статьи 200 ЖК РФ для управляющих организаций, в отношении которых приняты принудительные меры, влекущие за собой прекращение договора управления, предусмотрено исполнение обязанностей по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления определенных событий.
Данные нормы направлены на обеспечение соблюдения прав граждан и безопасности эксплуатации жилых домов.
Вместе с тем на практике возникают случаи, когда при прекращении действия договора по иным основаниям также необходимо соблюсти непрерывность осуществления деятельности по управлению МКД.
При возникновении спорных ситуаций в указанных случаях уполномоченные органы государственной власти применяют положения части 3 статьи 200 ЖК РФ. Организации, осуществляющие управление жилищным фондом, зачастую имеют противоположную позицию.
Таким образом, правоприменение части 3 статьи 200 ЖК РФ в случаях, не связанных с прекращением действия лицензии, вызывает определенные вопросы, что служит основанием для судебных дел. Например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2019 года № 306-ЭС19 – 12903 по делу № А57 – 7734/2018.
При этом Минстрой России в письмах от 11 марта 2019 года № 8514-ОГ/04 «Об исключении из реестра лицензий субъекта Российской Федерации» и от 11 января 2017 года № 241-АТ/04 «О прекращении договора управления многоквартирным домом» высказывает позицию о том, что договор управления считается прекращенным с даты, указанной в договоре, следовательно, управляющая организация прекращает управление МКД с даты, указанной в договоре. По мнению Минстроя России, нормы части 3 статьи 200 ЖК РФ распространяются только на случаи принудительного исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
По мнению инициаторов законопроекта, закрепление в ЖК Российской Федерации прямой нормы, обязывающей организации, осуществляющие управление МКД, продолжать выполнять работы и услуги, определенные договором управления, до наступления определенных обстоятельств в случае истечения срока действия договора управления, будет являться гарантией соблюдения прав граждан, закрепит непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию МКД и оказанию коммунальных услуг, а также положительным образом скажется на снижении судебной загруженности.