Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики разъяснила: с учетом условий концессионного соглашения не исключено возложение на концедента части затрат (выпадающих расходов концессионера, обоснованных экономически), возникших в связи с эксплуатацией концессионером переданного имущества, и в отсутствие утвержденного концедентом порядка субсидирования на соответствующие цели.
Этот вывод подтверждается случаем из судебной практики.
Общество обратилось в арбитражный суд с иском к администрации о взыскании части затрат, сформировавшихся в результате эксплуатации котельных, находящихся в собственности или аренде муниципального образования, за соответствующий период.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, иск удовлетворен в полном объеме.
Оставляя акты нижестоящих судов в силе, суд округа руководствовался следующим.
- Суды пришли к выводу о том, что концессионным соглашением предусмотрено возмещение концессионеру экономически обоснованных расходов, возникших при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением.
- В соответствии с соглашением невыполнение концедентом принятых на себя обязательств по финансированию части расходов на использование (эксплуатацию) объекта концессии является существенным нарушением условий данного соглашения.
- Исходя из буквального толкования условий концессионного соглашения и положений постановления Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 «О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта РФ или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов», приняв во внимание, что общество осуществляет свою деятельность исключительно в интересах концедента – муниципального образования, суды пришли к выводу о том, что осуществление соответствующих выплат из бюджета является обязанностью администрации.
- Суды указали, что неутверждение администрацией Положения о порядке предоставления субсидий с учетом наличия между сторонами соглашения о возмещении затрат, сформировавшихся в результате эксплуатации обществом котельных, принадлежащих на праве муниципальной собственности муниципальному образованию, не может служить в данном случае основанием для отказа в иске в возмещении обществу фактически понесенных расходов, поскольку утверждение такого положения зависит исключительно от администрации.
Апелляционный суд отметил, что, вопреки доводам администрации, затраты на создание и реконструкцию объектов концессионного соглашения общество несет самостоятельно, при этом данные затраты не относятся к предмету иска. В рассматриваемом случае общество понесло затраты на эксплуатацию и содержание муниципального имущества, образовавшиеся в результате изменения стоимости на энергические ресурсы, строительные материалы, являющиеся экономически обоснованными выпадающими расходами, которые заявлены к возмещению за счет муниципального образования, владеющего спорным имуществом.
Субъект РФ несет обязанности по возмещению экономически обоснованных расходов только при наличии определенных условий. В частности, в случае принятия решения об изменении долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки концессионера, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и предусмотренных концессионным соглашением, и (или) решения об установлении тарифов концессионера на основе долгосрочных параметров реагирования деятельности концессионера, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных либо согласованных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта РФ, участвующего в концессионном соглашении, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № А53-28635/2023).
Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна