Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Регоператор ТКО вправе запрашивать персональные данные потребителей у МВД

Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики разъяснила: обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент – субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, в связи с чем региональный оператор по обращению с ТКО вправе запрашивать и получать у уполномоченных органов сведения о персональных данных потребителей – физических лиц в целях и объеме, установленных действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора.

Этот вывод подтверждается случаем из судебной практики. 

Общество, являющееся региональным оператором по обращению с ТКО, обратилось в суд с заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел РФ о признании недействительным решения об отказе в предоставлении испрашиваемой информации (сведения о регистрации и снятии с регистрационного учета собственников твердых коммунальных отходов по месту жительства и месту пребывания граждан, необходимые для корректировки информации, содержащейся в лицевых счетах) со ссылкой на Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и наличие в истребуемых сведениях признаков персональных данных, которые не могут предоставляться органом полиции региональному оператору; о понуждении предоставить информацию на запрос общества.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, решение отдела признано недействительным, суд обязал отдел предоставить обществу информацию по запросу на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе (диске CD‑R). Суд пришел к выводу, что у отдела имеется обязанность сообщить обществу испрашиваемые сведения, поскольку отдел как территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, не выполнил установленную законом обязанность по размещению информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Суд округа, оставляя судебные акты без изменения, руководствовался следующим.

  • Действующее законодательство РФ допускает заключение региональным оператором и потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО договора без соблюдения письменной формы, и потребитель, пользующийся коммунальной услугой, является стороной публичного договора независимо от заключения договора по обращению с ТКО в письменной форме.
  • Заключение договора фиксируется конклюдентными действиями самих потребителей по фактическому пользованию услугами регионального оператора по приведенным в запросе адресам, о чем свидетельствуют также действующие открытые лицевые счета, присвоенные обществом потребителям коммунальной услуги для внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
  • В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 152-ФЗ оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Законом.
  • Названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
  • Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.
  • Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в МКД (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия постановления Правительства РФ от 13.07.2019 № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями») отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.
  • В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е», «ж» пункта 17 указанных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо. Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.
  • Общество, являясь оператором персональных данных потребителей – физических лиц и осуществляя деятельность по начислению потребителям платы за коммунальные услуги, вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.

С учетом изложенного суд сделал обоснованный вывод о том, что поскольку обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент – субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, то общество вправе запрашивать и получать у уполномоченных органов сведения о персональных данных потребителей – физических лиц в целях и объеме, установленных действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора.

Частью 7 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3‑ФЗ «О полиции» установлено, что адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ в области персональных данных.

По смыслу части 8 статьи 9 Закона № 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 – 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона № 152-ФЗ.

Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных, необходимых для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Обществу как региональному оператору по обращению с ТКО необходимы сведения, позволяющие идентифицировать собственников / нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, для исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО в целях реализации защиты прав и экономических интересов организации по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов – физических лиц, в целях и объеме, установленных действующим законодательством (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу А53-9883/2023).

Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна

Ad 2
Реклама. ООО «Служба правовых извещений» ИНН 0278195730 Erid 2Vtzqvs2poa
Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом