Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Когда снятие с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении будет незаконным

Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики разъяснила, что в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, снимаются с данного учета только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Случай из практики

Прокурор в интересах В.Е. обратился с административным исковым заявлением к администрации муниципального округа Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации сельского поселения от 14 июня 2022 года о снятии В.Е. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на строительство (приобретение) жилых помещений, обязании с момента вступления решения в законную силу восстановить В.Е. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5‑ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.

Заявленные требования мотивированы тем, что 20 декабря 2004 года постановлением главы сельского поселения В.Е. принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5‑ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01 января 2005 года. По состоянию на 01 января 2022 года В.Е. состоял в сводном списке граждан, вставших на учёт на улучшение жилищных условий, как ветеран боевых действий под номером 2. Постановлением администрации сельского поселения от 14 июня 2022 года В.Е. снят с указанного учёта в связи с улучшением жилищных условий. Принятое администрацией сельского поселения решение от 14 июня 2022 года не содержит оснований для снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, подтверждающих документов о направлении указанного решения в адрес В.Е. в администрации сельского поселения не имеется.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении административного иска отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление главы сельского поселения является правомерным, поскольку оно соответствует нормам жилищного законодательства, регулирующего вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на учет на получение жилья. При этом суд исходил из того, что обеспеченность В.Е. жилой площадью на одного члена семьи составляет более учетной нормы.

Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции в силу следующего:

  • В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
  • В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
  • Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
  • Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. определялись ст. 32 ЖК РСФСР.
  • Согласно статье 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
  • По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение указанными гражданами уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена была ранее действующим законодательством.

Таким образом, В.Е. мог быть снят с учета только при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

При этом понятия – норма жилой площади, установленная ст. 38 ЖК РСФСР, и норма предоставления площади жилого помещения, установленная ст. 50 ЖК РФ, неравнозначны.
Норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека (статья 38 Жилищного кодекса РСФСР).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» направлена на сохранение прав граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, на получение жилых помещений по договорам социального найма и не предполагает возможность снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине изменения после указанной даты оснований постановки на такой учет (определения от 29 сентября 2015 г. N 2135‑О, от 1 декабря 2009 года N 1549-О‑П, от 20 февраля 2014 года N 365‑О, от 25 сентября 2014 года N 1848‑О, от 24 марта 2015 года N 571‑О и др.).

В.Е. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 20 декабря 2004 года, то есть до 01 марта 2005 года, на основании специального закона «О ветеранах», предоставляющего льготное предоставление жилья указанной категории граждан.

В соответствии с постановлением главы сельского поселения «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, а норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека

При постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях В.Е. собственного жилья не имел, был зарегистрирован в жилом доме общей площадью 80,4 кв.м, принадлежащем на праве собственного его матери В.К. 
В.Е. жилья на условиях социального найма или в собственности не имеет, то есть факт изменения жилищных условий заявителя не происходит, он по-прежнему продолжает проживать в доме, принадлежащем его матери.
Из выписки похозяйственной книги на жилой дом усматривается, что В.К. (мать В.Е.) умерла 21 сентября 2022 года, зарегистрированными значатся 6 человек; общая площадь 80,4 кв.м, жилая площадь 54,00 кв.м.
В.Е. после смерти В.К. в наследство не вступал.

Таким образом, на момент принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан (14 июня 2022 года), В.Е. также являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на жилой площади в 54,0 кв.м зарегистрировано 6 человек и обеспеченность была ниже учетной нормы, установленной при его постановке на учет, а именно 54,00 кв.м : 6 человек = 9,00 кв.м, что менее учетной нормы (12 кв.м) и свидетельствует о том, что основания для предоставления жилого помещения не отпали.

Судебная коллегия не согласилась с позицией суда первой инстанции о необходимости учета площади квартиры, принадлежащей сыну административного истца А.В., поскольку В.Е. был принят на жилищный учет в апреле 2004 года, действующее на то время жилищное законодательство не предписывало при определении уровня обеспеченности учитывать площадь других жилых помещений, принадлежащих на праве собственности членам семьи гражданина, состоящего на жилищном учете.

Следует также отметить, что В.Е. в квартиру, собственниками которой в равных долях наряду с его сыном А.В. являются его мать В.Н. и К.В., не имеет реальной возможности вселиться в эту квартиру без их согласия.
Решением мирового судьи брак между В.Е. и В.Н. расторгнут, несовершеннолетний А.В. после расторжения брака между родителями оставлен на проживание и воспитание с матерью В.Н.

Кроме того, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.
Оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, поименованных в постановлении, со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, оспариваемое постановление не содержит.

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики отменила решение суда первой инстанции и приняла по делу новое решение, которым признала незаконным постановление главы сельского поселения от 14 июня 2022 года о снятии В.Е. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на строительство (приобретение) жилых помещений, обязании с момента вступления решения в законную силу восстановить В.Е. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющим право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5‑ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 (апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики по делу № 33а-2884/2023). 

Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом