В случае одностороннего отказа от исполнения договора о технологическом присоединении заказчик обязан оплатить сетевой организации стоимость фактически оказанных до прекращения договора услуг, включая сумму налога на добавленную стоимость (дело № А07 – 35978/2021).
Между обществом и сетевой организацией заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, от исполнения которого общество впоследствии в одностороннем порядке отказалось в связи с отпадением необходимости в получении соответствующих услуг. При прекращении договора сетевая организация удержала из ранее внесенной заказчиком предварительной платы стоимость услуг по оформлению и выдаче технических условий, фактически оказанных до отказа общества от дальнейшего исполнения договора, с учётом суммы подлежащего начислению налога на добавленную стоимость.
Несогласие с удержанием внесенного по расторгнутому договору авансового платежа послужило основанием для обращения общества в суд с иском о взыскании с сетевой организации предварительной платы и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд первой инстанции отказал во взыскании суммы предварительной платы по договору в части стоимости фактически оказанных ответчиком услуг с учётом НДС, включение суммы которого в состав подлежащих оплате сетевой организации расходов признано обоснованным.
Изменяя решение суда, апелляционный суд отметил, что возмещение стоимости фактически понесенных расходов в связи с односторонним отказом заказчика от договора не связано с реализацией товаров (работ, услуг) и ввиду отсутствия реализации услуги об осуществлении технологического присоединения в полном объёме оснований для удержания суммы НДС в составе таких расходов не имеется.
Суд округа постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе с учётом следующего:
- Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем). По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения, а заявитель обязан, помимо прочего, внести плату за технологическое присоединение (п. 4 ст. 23.1, п. 2 ст. 23.2, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
- В таком виде договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору возмездного оказания услуг, и применительно к п. 1 ст. 782 ГК РФ общество было вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при условии оплаты сетевой организации фактически понесенных ею расходов.
- По смыслу положений ст. 423, п. 3 ст. 451, п. 4 ст. 453 ГК РФ справедливое возмещение исполнителю понесенных расходов заключается в возмещении ему стоимости фактически оказанных до прекращения соответствующего договора услуг, а также всех понесенных в связи с этим затрат в полном объёме.
- При этом объектом обложения НДС в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
- Под реализацией товаров, работ или услуг организацией понимается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг (п. 1 ст. 39 НК РФ).
- В силу указанных норм, а также положений ст. 168 НК РФ обязанность предъявлять к оплате дополнительно к цене соответствующую сумму налога возникает у налогоплательщика только при наличии объекта обложения НДС, а именно при реализации товаров (работ, услуг).
- Подготовив и выдав обществу технические условия, сетевая организация исполнила часть своих обязательств в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, результат исполнения которых обладает определенной потребительской ценностью.
Соответственно, поскольку удержанные сетевой организацией денежные средства представляют собой плату за результат – фактически оказанные по договору услуги, в рассматриваемом случае имела место реализация товаров (работ, услуг), являющаяся объектом обложения НДС. При этом с учётом положений ст. 171, 172 НК РФ обязанности сетевой организации исчислить и оплатить сумму налога с вышеуказанной реализации корреспондирует право общества на применение налогового вычета в соответствующей сумме.