Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Цена договора по транспортировке ТКО по общему правилу является твердой

Цена договора оказания услуг по транспортированию ТКО, в том числе заключенного по результатам торгов, по общему правилу является твердой и не подлежит изменению в случае фактического оказания таких услуг в большем объёме, чем это предусмотрено по условиям обязательства (дело № А50 – 26571/2022).

В соответствии с договором, заключенным с региональным оператором по обращению с ТКО по результатам электронного аукциона, общество приняло на себя обязательства оказать услуги по транспортированию отходов в регионе в качестве оператора по обращению с ТКО.

Ссылаясь на то, что оказанные и принятые по договору услуги оплачены лишь частично – в пределах установленной договором цены, учитывающей планируемый объём транспортируемых отходов, тогда как фактически услуги по транспортированию отходов оказаны в большем размере, общество обратилось в суд с иском о взыскании с регионального оператора неосновательного обогащения в виде разницы между стоимостью фактически оказанных услуг и согласованной ценой договора.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что цена договора оказания услуг по транспортированию ТКО в данном случае является твердой, определена на весь период оказания услуг и изменению не подлежит.

Суд округа признал данные выводы правильными, соответствующими нормам закона и установленным по делу обстоятельствам, указав следующее.

  • Общими положениями п. 2 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
  • Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, согласно которым в целях обеспечения транспортирования отходов региональный оператор вправе привлекать операторов, осуществляющих деятельность по транспортированию отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов (п. 23).
  • Услуги по транспортированию ТКО не относятся к регулируемым видам деятельности, и их стоимость по общему правилу определяется сторонами договора. Однако это не означает произвольного определения стои- мости данных услуг, поскольку, во-первых, в ряде случаев она формируется по результатам торгов (п. 3 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998
  • № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), во-вторых, расходы на транспортирование отходов учитываются при определении необходимой валовой выручки регионального оператора (пункты 90, 90(1), 90(2) Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484) при утверждении для него единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
  • Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО регионального оператора, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133.
  • Согласно п. 4 Правил № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учётом особенностей, предусмотренных этими Правилами.
  • Вместе с тем при рассмотрении споров, связанных с оказанием услуг по транспортированию ТКО, отдельные положения Закона № 44-ФЗ применяются только к порядку заключения договора между региональным оператором и оператором и не регулируют порядок его исполнения. Определение и обоснование цены предмета аукциона, в свою очередь, осуществляется в соответствии с п. 90(1) Основ ценообразования № 484, и производится с применением экономически и технологически обоснованных объёмов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг) (п. 5(1) Правил № 1133).
  • Из анализа п. 16, 90(1) Основ ценообразования № 484 при этом следует, что цена на услуги по транспортировке ТКО включается в состав затрат при утверждении единого тарифа для регионального оператора; данная цена определяется именно исходя из планируемого объёма таких услуг на будущий период.

Истолковав условия заключенного сторонами договора с учётом приведенных норм права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что в данном случае общество в качестве оператора приняло на себя обязанность обеспечивать надлежащее транспортирование ТКО на протяжении всего периода действия договора по той цене, которая установлена в договоре в твердой сумме. Следовательно, несмотря на фактический объём оказанных обществом услуг, у регионального оператора не возникло обязанности по их оплате в большем размере, чем предусмотрено договором.

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом