Конституционный Суд РФ разъяснил предоставление субсидий муниципальным унитарным предприятиям без торгов (постановление № 35‑П от 4 июля 2024 года)
Предыстория
Антимонопольная служба выявила в действиях администрации Ростова-на-Дону нарушение законодательства о защите конкуренции. От муниципалитета потребовали отменить ряд постановлений о субсидиях из городского бюджета муниципальным предприятиям ЖКХ на содержание и ремонт дождевой канализации, очистных сооружений, подземных пешеходных переходов.
Суды согласились с антимонопольным органом, что выделение средств муниципальным предприятиям без конкурентных процедур даёт им необоснованные преимущества на товарном рынке, ограничивая тем самым конкуренцию.
Позиция Конституционного Суда РФ
- Торги как способ совершения сделок в условиях конкурентной борьбы обладают бесспорной важностью.
- Однако ограничение органов местного самоуправления в предоставлении субсидий для возмещения затрат унитарных предприятий на содержание и ремонт закреплённого за ними имущества не согласовывалось бы с возложением бремени содержания имущества на его собственника и с общими принципами организации местного самоуправления.
- В то же время использование ими такой возможности не должно приводить к ограничению конкуренции на товарном рынке, нарушать права и законные интересы его участников.
- Закон не предусматривает абсолютного запрета на субсидирование муниципальным образованием подотчётного ему предприятия без проведения торгов. Оно допускается, если не установлено, что в результате такого финансирования для конкуренции в конкретной ситуации возникают негативные последствия (недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо угрозу наступления таких последствий на конкретном товарном рынке, находящемся в условиях конкуренции, нарушение прав и законных интересов участников такого товарного рынка).
Дело Администрации Ростова-на-Дону будет пересмотрено.