Привели примеры, в которых суды разбирались: насколько законно исключение собственника из членов ТСЖ.
В одном случае товарищество настаивало на недоказанности принятия в члены ТСЖ, в другом — обосновало прекращение членства наличием задолженности по оплате ЖКУ.
А был ли собственник членом ТСЖ
При попытке получить бюллетень для голосования на ОСС жительница г. Самары (истица) неожиданно узнала, что без каких-либо на то оснований исключена из членов ТСЖ — ее имени нет в реестре. Суды посчитали такое исключение незаконным.
В 2005 г. истица написала и подала заявление на членство в ТСЖ, а также оплатила вступительный взнос — 2565 рублей, что подтверждает соответствующая квитанция. В последующие годы принимала участие в общих собраниях ТСЖ и даже избиралась в члены правления товарищества.
В 2022 г. прошло общее собрание членов ТСЖ, в котором истица не участвовала и в связи со сложившимися обстоятельствами не могла голосовать. Однако, по мнению женщины, ее позиция могла повлиять на результаты голосования. А потому, обращаясь с иском в суд, она просила:
— признать решение и протокол общего собрания членов ТСЖ недействительными;
— признать незаконным исключение из реестра членов ТСЖ и обязать товарищество включить ее в обратно в этот реестр;
— взыскать с ТСЖ расходы на уплату госпошлины — 300 рублей.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично: признал истицу членом ТСЖ и указал, что вынесенное решение — основание для включения ее в реестр членов товарищества. В удовлетворении остальных требований отказал.
Апелляционный суд решил придерживаться заявленных требований и частично отменил вынесенное решение. В итоге признал незаконным исключение истицы из реестра членов ТСЖ и обязал ответчика включить ее в этот реестр.
Шестой кассационный суд общей юрисдикции с этим согласился и оставил апелляционную жалобу ТСЖ без удовлетворения (определение № 88 – 26051/2023).
Неучастие истицы в собрании не повлияло на принятие решений — даже если бы она голосовала «против», кворум по всем поставленным вопросам имелся.
А вот факт ее вступления в члены ТСЖ в 2005 г. суды посчитали доказанным с учетом действовавших в 2005 г. норм закона (ст. 143, 151.2 ЖК РФ), редакции устава ТСЖ от 2001 г., наличия квитанции об уплате вступительного взноса и права собственности на квартиру. Представленные в дело протоколы подтверждают, что в 2010 и 2012 гг. истица входила в состав правления товарищества.
Согласно ч. 3 ст. 143 ЖК РФ, членство в ТСЖ прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в МКД. Но заявление о выходе из членов ТСЖ истица не писала, собственницей квартиры быть не перестала. Обратное не доказано.
«Само по себе составление ответчиком реестра без указания в нем П. [истицы], свидетельствует о том, что им совершены действия по исключению ее из данного реестра». А с учетом установленных событий 2005 г. это противоречит п. 9 ст. 138 ЖК РФ, обязывающему товарищество надлежащим образом вести реестр членов ТСЖ.
Оспорить прекращение членства за долги не удалось
В Вологодской области общее собрание членов товарищества исключило одного собственника из членов, и это решение устояло в трех инстанциях.
Оспаривал решения собрания, понятное дело, сам исключенный. Он ссылался на нарушение порядка проведения собрания (оно проходило в заочной форме), недостатки оформления протокола, незаконность исключения из членов.
Суды посчитали нарушения и недостатки незначительными, а само исключение — обоснованным, поскольку такая возможность предусматривалась в уставе ТСЖ.
Статья 145 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что уставом товарищества к компетенции общего собрания членов ТСЖ помимо указанных в самой статье также может быть отнесено решение иных вопросов.
Согласно уставу, «член товарищества, систематически не выполняющий или ненадлежащим образом выполняющий свои обязанности, либо препятствующий своими действиями достижению целей товарищества, может быть исключен из числа членов товарищества по решению общего собрания членов товарищества, привлечен к административной или гражданско-правовой ответственности в порядке, установленном законодательством».
На дату проведения собрания задолженность истца за коммунальные услуги составила почти 89 тысяч рублей, за капремонт — больше 10 тысяч рублей.
«Таким образом, учитывая наличие задолженности по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт, общее собрание было правомочно разрешить вопрос об исключении должника из членов товарищества» (определение Третьего КСОЮ № 88 – 5917/2024).
➜ Больше материалов про оспаривание решений общего собрания членов ТСЖ (ТСН, ЖСК)