Опубликован Федеральный закон от 25.12.2023 № 662-ФЗ «О внесении изменений в статьи 193 и 195 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Изначально задумка авторов проекта состояла в том, чтобы создать дополнительные условия, препятствующие деятельности «недобросовестных и малоэффективных управляющих организаций», решить проблемы, связанные с банкротством таких компаний.
Речь шла о такой схеме.
«Управляющая организация-лицензиат управляет многоквартирными домами, при этом стараясь предельно минимизировать свои издержки: услуги по содержанию жилого помещения оказываются некачественно или вообще фиктивно, копится задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.
Через какое-то время вследствие накопившихся долгов, а также многочисленных штрафов за несоблюдение лицензионных требований инициируется процедура банкротства, что приводит в итоге к исключению многоквартирных домов из реестра лицензий.
Параллельно с этими процессами теми же учредителями создается новое юридическое лицо (зачастую с новым директором), которое проходит процедуру лицензирования, получает т.н. «пустую» лицензию (без многоквартирных домов в управлении). После этого при активном содействии прежней управляющей организации многоквартирные дома переходят в управление вновь созданной компании, которая начинает весь цикл заново». При этом главную роль во всем этом играет учредитель УК.
Для решения этой проблемы было предложено:
- вносить в реестр дисквалифицированных лиц не только сведения о должностном лице, осуществлявшем функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого была аннулирована, но также сведения об учредителе (участнике) такого лицензиата;
- при обращении новой организации за лицензией, к соискателю лицензии предлагается предъявлять дополнительное лицензионное требование об отсутствии сведений об учредителе (участнике) соискателя лицензии в указанном реестре дисквалифицированных лиц.
Ко второму чтению и в окончательном виде проект дополнился новыми лицензионными требованиями, что и вызвало недовольство участников рынка:
- непривлечение к административной ответственности лицензиата, соискателя лицензии за грубое нарушение лицензионных требований в течение трех лет, предшествующих дате получения лицензии, дате продления срока ее действия;
- отсутствие в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о банкротстве юридического лица, которое осуществляло деятельность по управлению МКД и должностными лицами и (или) учредителями которого являлись должностные лица и (или) учредители соискателя лицензии, в течение трех лет, предшествующих дате обращения за лицензией такого соискателя лицензии.
Даже добросовестным управляющим организациям не нравится, что теперь для продления лицензии нужно не иметь за 3 предшествующих года ни одного привлечения к ответственности по грубым нарушениям, а это «в условиях постоянной задолженности перед РСО и нового требования в части вентканалов несет значительные риски для всего рынка… Политика Госдумы и Минстроя в этой части идет в разных направлениях».
Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.