Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Применение законодательства об энергоснабжении и оказании коммунальных услуг – рекомендации НКС

Научно-консультативный совет при Арбитражном суде Уральского округа опубликовал рекомендации №1/2023 «Вопросы применения законодательства об энергоснабжении, оказании коммунальных услуг и иных отдельных видах обязательств» . Приводим позиции НКС с их обоснованием. 

1. О размере процентов за предоставление рассрочки по оплате расходов, связанных с установкой коллективного (общедомового) прибора учета, предусмотренных ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», при взыскании их в судебном порядке.

В соответствии с частями 5, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, собственники помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны до 01.07.2012 обеспечить установку и введение в эксплуатацию ОДПУ используемых коммунальных ресурсов. В случае невыполнения ими данной обязанности оснащение ОДПУ производится силами ресурсоснабжающей организации или организации, осуществляющей услуги по передаче этих ресурсов, а собственники помещений в многоквартирном доме или управляющая организация при заключении с ней соответствующего договора обязаны в этом случае оплатить расходы на их монтаж по общему правилу равными долями в течение пяти лет с даты установки.

При предоставлении такой рассрочки в силу ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении расходы на установку ОДПУ подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления.

Данные проценты, взимаемые за предоставление рассрочки по оплате задолженности за установку ОДПУ, являются платой за пользование денежными средствами (ст. 823 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, предельный размер процентов при их взыскании в судебном порядке определяется ставкой рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в соответствующие периоды, имевшие место до дня вынесения судом решения.

2. О порядке определения объема безучетного потребления электрической энергии, допущенного садоводческим некоммерческим товариществом.

Поскольку в соответствии с п. 2 Перечня категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества включены в категорию потребителей, приравненных к населению, то объем безучетного потребления СНТ определяется в соответствии с порядком, установленным абзацем вторым п. 187 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, исходя из объема, рассчитанного на основании показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года с применением повышающего коэффициента 10, а при отсутствии указанных показаний – на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были представлены, с применением повышающего коэффициента 10.

Вместе с тем если безучетное потребление имело место исключительно в сетевом оборудовании, относящемся к общему имуществу СНТ, а граждане – члены СНТ не допустили нарушений в учете индивидуального потребления электроэнергии, то размер ответственности СНТ за безучетное потребление электрической энергии подлежит определению исходя из объема электроэнергии, потребленного на общие нужды СНТ, то есть путем применения повышающего коэффициента 10 к части объема электроэнергии, рассчитанного на основании показаний прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года (при отсутствии указанных показаний – на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были представлены), за вычетом индивидуального потребления собственников садовых земельных участков и садовых домов, определенного и оплаченного по их индивидуальным приборам учета.

3. О сроке исковой давности при взыскании переплаты за услуги по передаче электроэнергии в связи с установлением в судебном порядке пороков акта о ее неучтенном потреблении.

При выявлении факта безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, который передается в адрес гарантирующего поставщика (п. 177 Основных положений № 442), а объем такого потребления включается в объем полезного отпуска электроэнергии и определяет размер оказанных сетевой организацией услуг по ее передаче, оплачиваемый гарантирующим поставщиком.

В силу презумпции добросовестности участников гражданского оборота (п. 3 ст. 1 ГК РФ), а также с учетом равенства сетевой организации и гарантирующего поставщика как профессиональных участников рынка электроэнергетики предполагается, что составленный сетевой организацией акт о неучтенном потреблении содержит достоверные данные. Если впоследствии в судебном порядке будет установлено, что акт о неучтенном потреблении составлен с пороками и не может быть доказательством безучетного потребления, то срок исковой давности по требованию гарантирующего поставщика к сетевой организации о взыскании неосновательного обогащения в объеме оплаченных на основании такого акта услуг по передаче электрической энергии по общему правилу исчисляется с момента вступления в законную силу решения суда, которым установлены пороки, допущенные при составлении соответствующего акта о неучтенном потреблении (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Вместе с тем в ситуации, когда акт о неучтенном потреблении электрической энергии содержит явные пороки в связи с допущенными сетевой организацией при его составлении нарушениями Основных положений № 442, лишающими его доказательственного значения факта безучетного потребления электроэнергии, которые гарантирующий поставщик мог и должен был обнаружить исходя из содержания самого акта без проведения дополнительных проверок (например, в акте отсутствует подпись со стороны потребителя и т.п.), то срок исковой давности по требованию гарантирующего поставщика к сетевой организации о взыскании неосновательного обогащения исчисляется со дня оплаты им стоимости услуг по передаче электрической энергии.

4. О наличии (отсутствии) оснований для привлечения ресурсоснабжающей организации к ответственности за поставку в отопительный период горячей воды, температура которой превышает нормативно установленную, при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) многоквартирного дома.

Качественная коммунальная услуга по горячему водоснабжению предполагает поставку горячей воды, соответствующей по составу и свойствам, а также по температуре в точке водоразбора требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (п. 1 ст. 542 ГК РФ, пункты 5, 6 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). В частности, в соответствии с п. 84 СанПиН 2.1.3684 – 21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 градусов и не выше плюс 75 градусов.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, в случае осуществления горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) понижение температуры горячей воды, подаваемой на вводе в здание (в том числе в многоквартирный дом), до температуры горячей воды, определенной в соответствии с установленными требованиями, в местах водоразбора обязаны обеспечить лица, ответственные за эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения внутри здания (многоквартирного дома), в том числе путем обязательной установки механических и (или) автоматических регуляторов температуры, входящих в состав общедомового имущества.

Таким образом, при открытой (двухтрубной) зависимой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) ресурсоснабжающая организация не подлежит привлечению к ответственности за поставку в отопительный период горячей воды (теплоносителя) температурой выше 75 градусов в точку поставки, расположенную на вводе в многоквартирный дом.

5. О лице, ответственном за содержание участка сети энергоснабжения от внешней границы стены многоквартирного дома до места подключения в сеть общедомового прибора учета, установленного внутри дома на определенном расстоянии от этой стены.

В соответствии с п. 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро‑, тепло‑, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, по общему правилу, в случае установки ОДПУ коммунального ресурса внутри многоквартирного дома на определенном расстоянии от его внешней стены границей балансовой принадлежности сетей ресурсоснабжения является внешняя граница стены дома, а границей эксплуатационной ответственности – место подключения ОДПУ в инженерную сеть внутри многоквартирного дома.

С учетом изложенного, а также положений ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ, ст. 210 ГК РФ о принадлежности участка сети энергоснабжения внутри многоквартирного дома от его внешней стены до места установки ОДПУ на праве общей собственности собственникам помещений многоквартирного дома и возложении на них в силу закона бремени расходов на его содержание, ресурсоснабжающая организация обязана обеспечивать надлежащее функционирование данного участка сети, а собственники помещений в таком доме должны возмещать расходы на его содержание. На собственников помещений многоквартирного дома относятся и потери энергоресурсов, возникающие на данном участке сети.

6. О порядке уменьшения размера платы при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на которую установлен двухкомпонентный тариф, ненадлежащего качества.

В соответствии с п. 98, 101 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Поскольку горячее водоснабжение представляет собой самостоятельный вид коммунальных услуг, то даже в ситуации, когда в соответствии с абзацем седьмым п. 38 Правил № 354 на данную услугу установлен двухкомпонентный тариф и при ее оказании отклонение от установленных параметров качества допущено только в отношении одного из компонентов, плата за горячее водоснабжение подлежит уменьшению исходя из размера платы за коммунальную услугу в целом (полный тариф).

7. О порядке определения объема водоотведения в многоквартирном доме при наличии в нем только централизованного холодного водоснабжения и общедомового прибора учета холодной воды.

Согласно ч. 11 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.

Положения подпункта «в» п. 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, об определении объема коммунального ресурса при отсутствии ОДПУ исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежат применению только в ситуации, когда многоквартирный дом не оборудован не только ОДПУ сточных вод, но и ОДПУ горячей и (или) холодной воды, либо они выведены из строя, утрачены, имеют истекший срок эксплуатации, а равно при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки их состояния.

С учетом изложенного при отсутствии ОДПУ сточных вод и оснащении многоквартирного дома, имеющего только централизованное холодное водоснабжение, на вводе сетей в многоквартирный дом ОДПУ холодной воды, фактически учитывающим объем воды, поданной из всех источников централизованного водоснабжения, объем сточных вод, отведенных от многоквартирного дома, подлежит определению на основании подпункта «в(4)» п. 21 Правил № 124 исходя из объема поставленной в дом холодной воды и зафиксированного таким ОДПУ, а не по нормативу отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

8. Об объеме обязательств управляющей многоквартирным домом организации за использование централизованной системы водоотведения путем самовольного подключения и сброса в нее поверхностных (дождевых и талых) сточных вод.

В случае осуществления управляющей организацией самовольной врезки в централизованную канализационную систему, предназначенную для хозяйственно-бытовых стоков, в целях отведения через нее поверхностных (дождевых и талых) сточных вод с кровли находящегося в ее управлении многоквартирного дома, при отсутствии в договоре, заключенном с организацией водопроводного-канализационного хозяйства, условия об отведении (приеме) таких сточных вод, расчет объема поверхностных сточных вод, поступивших в централизованную систему водоотведения, осуществляется на основании п. 25 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, в соответствии с Методическими указаниями по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.10.2014 № 639/пр, исходя из месячного объема стоков, площади кровли многоквартирного дома, а также с учетом коэффициента дождевого стока для кровли.

9. О наличии (отсутствии) у каждого собственника помещения в административном здании права на заключение прямых договоров теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и обязанности по оплате ресурсоснабжающей организации стоимости потребленных коммунальных ресурсов.

В силу абзаца второго п. 44 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключившими договор теплоснабжения.

Согласно частям 2, 5, 7 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключают абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Из содержания данных норм следует, что право на заключение (понуждение к заключению) договора теплоснабжения, а также договора холодного водоснабжения и водоотведения имеют только те собственники, в помещениях которых находятся вводы сетей теплоснабжения (тепловой ввод), централизованного водоснабжения, водоотведения.

Вместе с тем при рассмотрении споров о взыскании платы за потребленные помещениями в административном здании коммунальные ресурсы необходимо учитывать сложившуюся структуру договорных отношений между собственниками помещений в здании и ресурсоснабжающими организациями. И в отступление от общего правила оплаты коммунальных ресурсов, потребленных всеми помещениями в здании, теми собственниками, в помещениях которых находятся вводы соответствующих сетей, в случае заключения ресурсоснабжающей организацией договора теплоснабжения и (или) договора холодного водоснабжения, водоотведения с собственником помещения, в котором отсутствуют вводы сетей ресурсоснабжения, отношения по оплате коммунальных ресурсов регулируются условиями заключенного договора.

10. О правовой природе договора поставки газа.

В соответствии со ст. 426, 445 и 548 ГК РФ, с учетом особенностей процесса поставки газа, осуществляемого через присоединенную сеть, договор поставки газа является публичным договором, в связи с чем отказ поставщика газа (газоснабжающей организации) от заключения данного договора при наличии технической возможности поставить запрашиваемый объем газа не допускается.

11. О допустимости зачета сумм задолженности управляющей компании по оплате коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и судебной неустойки, взысканной с ресурсоснабжающей организации за неисполнение судебного акта по неимущественным требованиям, связанным с эксплуатацией общедомового имущества, предоставлением некачественных коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 161, 162 ЖК РФ, п. 16 Правил № 491 управляющая организация выбирается собственниками помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, касающихся в том числе пользования и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг, в связи с чем она имеет право на зачет своих обязательств перед ресурсоснабжающей организацией по оплате энергоресурса, потребленного на общедомовые нужды, на требования по судебной неустойке, присужденной в связи с необходимостью совершить действия по вводу в эксплуатацию ОДПУ, обеспечению надлежащего качества соответствующего коммунального ресурса и тому подобные действия (ст. 410 ГК РФ), без необходимости получения соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

12. О правовом режиме домофонного оборудования, установленного в многоквартирном доме.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 ГК РФ, подпункту «д» п. 2 Правил № 491 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в состав которого входит в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 7 Правил № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в частности, из автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома.

С учетом изложенного домофонное оборудование, размещенное в многоквартирном доме, в том числе автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома, как обслуживающее более одной квартиры, отвечает признакам общего имущества в доме и в силу закона включается в состав этого имущества с момента его монтажа вне зависимости от того, какие условия были предусмотрены в договоре на его установку.

В связи с тем, что домофонное оборудование, установленное в многоквартирном доме, поступает в общую долевую собственность собственников помещений дома, оснований для взыскания платы за использование общедомового имущества, на котором это оборудование размещено, с организации, установившей и обслуживающей домофонное оборудование, не имеется.

13. О правомерности включения в договоры безвозмездного пользования (аренды) условия о возложении на ссудополучателя (арендатора) обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ, ст. 39, 154, 158, 169 ЖК РФ собственники помещений, расположенных в многоквартирных домах, обязаны нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества дома, включая уплату взносов на капитальный ремонт.

В случае, когда такое помещение передается во временное пользование другому лицу – арендатору (ст. 606 ГК РФ) или ссудополучателю (ст. 689 ГК РФ), исходя из принципа единой правовой судьбы помещения, расположенного в многоквартирном доме, и общего имущества дома, учитывая, что использование ссудополучателем (арендатором) помещения предполагает извлечение им полезных свойств и из общего имущества дома, включение в договор условия об акцессорной обязанности ссудополучателя (арендатора) помещения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и о внесении им платы за содержание помещения является правомерным.

Вместе с тем несение расходов по уплате взносов на капитальный ремонт, результатами которого с учетом порядка использования этих средств временный владелец помещения в конкретном многоквартирном доме не сможет воспользоваться, является исключительной обязанностью собственника помещения, расположенного в многоквартирном доме, которая не может быть возложена на ссудополучателя (арендатора) такого помещения по заключенному с ним договору.

14. О правовых последствиях отсутствия заявок покупателя на поставку товара, наименование и количество которого в договоре поставки согласовано.

В случае когда стороны договора поставки согласовали наименование и количество товара, которое по нему должно быть поставлено (пункты 1, 5 ст. 454, п. 3 ст. 455 ГК РФ), и при этом предусмотрели право покупателя направлять поставщику заявки на поставку товара, правовые последствия отсутствия таких заявок зависят от того, какое значение заявкам определили стороны при заключении договора.

Если в результате толкования условий договора поставки на основании ст. 431 ГК РФ суд приходит к выводу, что обязанность по поставке товара возникает у поставщика только при поступлении от покупателя заявки на поставку товара, то ненаправление заявок нельзя расценивать как противоправное поведение со стороны покупателя. В иных случаях отсутствие заявок на поставку товара от покупателя является нарушением им условий договора, в связи с которым поставщик на основании п. 3 ст. 484 ГК РФ имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Размер убытков в рассматриваемой ситуации по общему правилу определяется на основании ст. 393.1, 524 ГК РФ в виде разницы между установленной в договоре поставки ценой и ценой по совершенной взамен сделке (замещающей сделке) или текущей ценой на сопоставимые товары (пункты 11 – 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств»).

В исключительных случаях поставщик имеет право взыскать убытки в размере стоимости товара с его последующей передачей покупателю при условии, если представит доказательства невозможности или затруднительности его реализации третьим лицам. Например, если будет установлено, что с учетом специфики предмета поставки соответствующий товар представляет интерес только для покупателя товара или что товар не подлежит реализации с учетом скорого истечения его срока годности. При этом поставщик должен предоставить доказательства, что он предпринимал действия по его реализации.

15. О правовых последствиях отсутствия заявок на поставку товара от покупателя в рамках исполнения государственных или муниципальных контрактов.

Из положений ч. 24 ст. 22, ч. 1 ст. 34, п. 6 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что заключение государственного контракта по поставку товара возможно как с определенным количеством товара (контракт содержит условия о наименовании и количестве товара), так и с неопределенным объемом (контракт содержит условия о наименовании и о порядке определения количества товара на основании заявок заказчика).

Согласно ст. 33 этого Закона закупки проводятся исходя из обоснованной потребности заказчика в том или ином товаре, при этом в силу ч. 1 ст. 95 названного Закона изменение существенных условий контракта возможно только по соглашению сторон и только в случаях, установленных данной нормой.

Таким образом, по общему правилу, если стороны при заключении государственного контракта прямо не предусмотрели, что это закупка неопределенного объема (количества) товара, то вне зависимости от того, что условиями контракта заказчику предоставлено право на подачу заявок на поставку товара, контракт должен быть исполнен как со стороны заказчика путем подачи заявок, так и со стороны поставщика путем поставки товара в полном объеме.

Нарушение заказчиком условий государственного контракта о направлении заявок и принятии согласованного количества товара предоставляет поставщику право требовать возмещения фактически понесенного ущерба (ч. 23 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Главные темы
Собрание

Общее собрание собственников

Оплата ЖКУ

Оплата услуг в сфере ЖКХ

Содержание жилья

Содержание и текущий ремонт

Отопление

Теплоснабжение многоквартирного дома

Электроснабжение

Электричество в многоквартирном доме

Мусор

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Газоснабжение

Поставка газа и газовое оборудование

Водоснабжение

Горячее и холодное водоснабжение, водоотведение

Капремонт

Капитальный ремонт в многоквартирном доме

Лицензирование

Лицензирование и управление многоквартирным домом