Прокуратура проверила деятельность одного из ТСН Нижегородской области по вопросам нарушения прав инвалидов и ненадлежащего содержания общедомового имущества. В итоге установила: входная группа МКД находится в удовлетворительном состоянии, на лестнице имеется аппарель в виде двух швеллеров. Зато в подъезде кое-где нарушены окрасочный и штукатурный слои, а в ГИС ЖКХ не размещена информация о работах по содержанию и ремонту общедомового имущества.
Получив представление об устранении нарушений федерального законодательства, председатель ТСН обратился в суд. Просил признать представление незаконным, а заодно восстановить сроки его обжалования. В обоснование иска указывал:
— жильцы против покраски подъезда;
— информация в ГИС ЖКХ размещается регулярно;
— прокуратура вышла за пределы предмета проверки, проведенной по обращению гражданина;
— в представлении не был разъяснен порядок его обжалования.
Суд первой инстанции восстановил срок для обжалования представления, но в удовлетворении иска отказал. Первый арбитражный апелляционный суд оставил вынесенное решение без изменений (постановление по делу № А43 – 10194/2023).
Жилищное законодательство предусматривает обязанность ТСН содержать общедомовое имущество в надлежащем состоянии. В частности, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда № 170 определяют требования к окраске лестничных клеток, а также периодичность ремонта подъездов.
Состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ утверждены Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, и ТСН они тоже касаются. Однако прокуратура обоснованно пришла к выводу о том, что товарищество нарушает действующие требования.
- Акты осмотра общедомового имущества, представленные председателем ТСН, не опровергают выводы прокуратуры, так как приложенные к этим актам фотографии сделаны в других местах подъезда.
- Тот факт, что собственники не хотят ремонтировать подъезд, не освобождает ТСН от соблюдения содержащихся в Правилах № 170 требований.
- Председатель ТСН представил скриншоты, подтверждающие размещение в ГИС ЖКХ годовых отчетов о деятельности правления товарищества в соответствии с п. 16.1 раздела 10 Приказа № 74/114/пр. Но это не свидетельствует о выполнении требований, предусмотренных п. 3.3 того же раздела (размещение информации об услугах и работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД).
Что касается довода о выходе прокуратуры за пределы поступившего обращения: «оспариваемое представление вынесено при осуществлении надзора за исполнением законов, в связи с чем доводами жалобы органы прокуратуры не ограничены, по выявлению в рамках осуществления такого надзора нарушений орган прокуратуры обязать принять меры реагирования, в которым относится выдача представления об устранении выявленных нарушений».
Кроме того, суды приняли во внимание, что постановлением от 07.06.2023 председатель ТСН был привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за неисполнение оспариваемого представления.
Важно! С 1 сентября 2024 года вместо Приказа № 74/114/пр действует Приказ Минстроя России от 07.02.2024 № 79/пр «Об установлении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».