Арбитражный суд Уральского округа подтвердил незаконность представления заместителя прокурора Свердловской области, внесенное в Министерство энергетики и ЖКХ по поводу порядка рассмотрения обращений граждан (дело № А60 – 29983/2022).
В Свердловской области, помимо этого Министерства, есть Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Именно Департамент является органом жилищного надзора. И именно в Департамент изначально обратился гражданин по поводу незаконного размещения вентиляционных коробов на общем имуществе собственников. Однако Департамент отказал заявителю в возбуждении дела об административном правонарушении, так как истек срок давности привлечения к ответственности.
Тогда гражданин написал жалобу уже на Департамент – в областное Министерство. В своей жалобе заявитель просил отменить определение Департамента, обязать Департамент произвести всестороннюю проверку о незаконном переустройстве и реконструкции с результатом в виде привлечения нарушителя к административной ответственности.
Министерство возвратило жалобу с разъяснениями, что в силу частей 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в судебном порядке.
Далее заявитель обратился в прокуратуру Свердловской области, которая усмотрела в действиях Министерства нарушения законодательства о порядке рассмотрений обращений граждан и внесла представление.
Суды решили, что представление незаконное:
- В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан, установленный этим законом порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном другими законами.
- В соответствии с частью 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ. Согласно части 3 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
- Таким образом, порядок рассмотрения жалоб (в настоящем случае обращение гражданина на определение Департамента об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении), в том числе их направление по подведомственности регулируется частью 4 статьи 30.1, частями 3 и 4 статьи 30.2 КоАП РФ.
Отсюда суды пришли к выводу, что действие Федерального закона № 59-ФЗ на рассматриваемые правоотношения не распространяется.
Кроме того, суды отметили, что Министерство и Департамент являются самостоятельными органами исполнительной власти и не связаны соподчиненностью. Министерство не может обязать Департамент провести проверку по заявленным в жалобе доводам и принять решение о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Подписаться на Telegram-канал «Проверки прокуратуры в сфере ЖКХ»