С 1 июля вступит в силу новый Закон о госконтроле/госнадзоре в РФ и только что принятый к нему Закон-спутник № 170-ФЗ (изменяет больше сотни законов, все – по теме проверок и надзора).
Изначально власть рассчитывала, что новый Закон о госнадзоре заменит старый закон о проверках (№ 294-ФЗ), и что в новом законе будет уйма всяких модных фишечек: все прозрачно, все электронно, каждое действие инспектора можно отследить в ГИС, много всяких мероприятий помимо проверок и закупки, обязательное досудебное урегулирование, тотальное управление рисками (по старому – РОП, то бишь риск-ориентированный подход), а главное, – приоритет профилактики и стройная система законодательства.
И именно поэтому ввести новый Закон о госконтроле для всех видов надзора в РФ сразу оказалось невозможно: для этого банально не хватает нормативной (подзаконной) базы, особенно остро беда с этим у регионов и муниципалов.
Наблюдение № 1. До осени точно, а до Нового года – скорее всего, – для УК, ТСЖ и прочих участников отношений ничего не поменяется. Лицензионный контроль за УК по текущим процедурам вообще продлится до конца зимы.
Сейчас нормативка по жилнадзору и контролю за УК соответствует следующей схеме:
Схема нормативки после реформы будет похожей. Но сейчас в ней заполнена только самая высшая строчка:
При этом именно в «низовом» положении о надзоре/контроле будут написаны самые ключевые вещи (см. ч. 5 ст. 3 Закона о госконтроле): как часто и кого проверять, и как именно (проверки, рейдовые осмотры, инспекционные визиты и т.п.).
Если, к примеру, в положении не написано, что проводятся инспекционные визиты, то впредь до его изменения таких визитов не будет, если не написано, что во время визита можно проводить опрос, – опрашивать никого нельзя:))
Следовательно, без этих самых последних, региональных, документов контроль по новым правилам не начнется. А когда их примут? Не позднее 2022 года (по оценкам власти, закрепленным в ч.4 ст. 98 Закона о госконтроле) – а именно до 01.01.2022. Но – имея ввиду пандемию, низкий уровень юридического образования на местах и отсутствие новой нормативки федерального уровня, – можно ставить на то, что срок принятия этих актов продлят еще дальше. При этом лицензионный контроль за УК по новым правилам, даже принятым до конца текущего года, все равно начнется не ранее марта 2022 года в силу прямого указания «Закона – спутника» от 11.06.2021 № 170-ФЗ (ч. 13 ст. 136), а до марта 2022 к лицензионному контролю над УК будет применяться «старый» закон о проверках № 294-ФЗ.
Но! (зловещая пауза)
То, что будет принято, – скорее всего, ужаснет как инспекторов, так и управляющих с ТСЖ. Мало того, что Закон о госконтроле расширяет ассортимент проверочных мероприятий (КНМ – запомните эту аббревиатуру). Так он еще многие вещи разрешает делать секретно. Например, – выездное обследование: априори для всех видов надзора, тайно, без решения о КНМ, без отражения в едином реестре КНМ, без свидетелей и понятых и зачастую без видео, инспектор приходит на место и – осматривает, отбирает пробы и образцы, проводит инструментальное обследование – например, замеряет температуру воды (это только под видео, к счастью), проводит испытания и даже экспертизу! (подробности см. в ст. 75 Закона о госконтроле). Сверх того, инспектор может вдруг трансформировать обследование в контрольную закупку, – если такую разрешит Правительство РФ (хотя у УК, ТСЖ закупать вроде нечего). Правда, предписание после обследования выдавать нельзя (ч. 5 ст. 75), а вот наказать – за милую душу.
Но и хорошее тоже есть! Например, реформа предусматривает Реестр обязательных требований, – место в сети, где собраны все именно что требования к УО – и не в виде унылого «ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ», а понятное «предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома» (ПП РФ от 06.02.2021 № 128). Правда, нигде нет внятного запрета проверять то, чего в Реестре требований не было и нет. Но это хотя бы аргумент для суда!
Наблюдение № 2. С июля 2021 г. к УК будут приходить как жилнадзор, так и лицензионный контроль
Сейчас проверять УК (на предмет управления МКД) приходит только лицензионный орган в рамках лицензионного контроля, а жилнадзор проверяет все остальные дома – под ТСЖ, ЖСК, НУ, – потому что ч. 7 ст. 20 ЖК РФ (в ред. ДО 01.07.2021) прямо запрещает осуществлять госжилнадзор в отношении УО, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии на ее осуществление. (По факту большой разницы-то нет, ибо и там и там ходят одни и те же, и объем полномочий у них равен, но занудам-юристам нравится, когда все документы оформлены красиво).
(П.С. Да и не всем юристам, потому что иногда суды нормально пропускают проверки УК, проведенные и оформленные ссылками на жилнадзоровские документы. Но попытаться отменить результаты таких проверок всегда стоит))
С 01.07.2021 г. этой нормы в ЖК РФ больше не будет, вместо нее ч. 2 ст. 20 и ч. 2 ст. 196 ЖК РФ в новой редакции говорят, что:
- предметом госжилнадзора не является соблюдение УК лицензионных требований;
- а предметом регионального лицензионного контроля за УК является именно соблюдение лицензиатами лицензионных требований.
Лицензионные требования к УК перечислены в ст. 193 ЖК РФ (она не меняется) и ПП 1110 (и пока что не видно даже проектов нового ПП на замену этого). А предмет жилнадзора – в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ в июльской редакции.
И эти предметы – не совпадают полностью; утверждение это, впрочем, не бесспорное, потому что через лицензионное требование об исполнении конкретного ДУ (пп. «б» п. 3 ПП 1110) – а в него можно включить что угодно, вплоть до обжалования отказных решений по должникам в ЕСПЧ, – объем лицензионных обязанностей УК может бесконтрольно расти, то же самое относится к лицензионной обязанности УК «осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность» (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Тем не менее, шанс увидеть решение о проверке УК именно жилнадзором – например, по вопросам пандусов для инвалидов, – кажется, существует.
Наблюдение № 3. Кто будет проверять управление МКД с муниципальными квартирами?
Сейчас муниципальный контроль проверяет соблюдение обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда (ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ в ред. ДО 01.07.2021), а региональный жилконтроль – вообще все (кроме домов под управлением УО): «предупреждение, выявление и пресечение нарушений … требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности», то есть в муниципальный жилфонд ГЖИ всегда вправе сунуться.
С июля формулировка ст. 20 ЖК РФ изменится:
- предметом госжилнадзора является соблюдение обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилфонда (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ в июльской редакции);
- предметом муниципального жилконтроля является соблюдение обязательных требований в отношении муниципального жилфонда (ч. 4 ст. 20 ЖК РФ в июльской редакции).
Следует ли из этого полнейший запрет на проверку регионом управления МКД с муниципальной долей? Или просто жилнадзор не должен рассматривать жалобы от нанимателей муниципальных квартир? Или должен, но его предписания о перерасчете будут касаться всех квартир, кроме муниципальных? Покамест можно лишь сетовать на неопределенность нормы. Возможно, вопрос будет решен в акте Правительства РФ.
Наблюдение № 4. Принудительная цифровизация пока откладывается.
Среди прочих признаков цивилизации новый Закон о госконтроле предлагает такие новшества:
- исключительно и только цифровой документооборот (небольшие послабления предусмотрены только для граждан-не ИП). Как это? А так – акт КНМ – в электронном виде с УКЭП, все информирование – исключительно через единый реестр КНМ, и еще через ЛК на портале госуслуг или региональном портале типа МОС.РУ (но все равно после авторизации через ЕСИА). На крайняк – по Email (ч.4, ч.5 ст.21 Закона о госконтроле);
- обязательное досудебное обжалование результатов КНМ, без которого вас просто не пустят в суд (ч. 2 ст. 39 Закона о госконтроле), – и кстати, тоже целиком электронное – ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 43 Закона о госконтроле).
Но пока что все еще не так сильно оцифровано, и у лиц бумажной ориентации есть пара лет в запасе:
- упомянутая выше ст. 21 Закона о госконтроле (об электронном документообороте) будет применяться с 31 декабря 2023 года, если Правительство РФ не сдвинет этот срок на «пораньше» для каких-то отдельных видов надзора (ч. 14 ст.98 Закона о госконтроле);
- независимо от этого до 31 декабря 2023 года информировать УК, ТСЖ и прочих контролируемых лиц о проведении КНМ, актах, предписаниях и прочем, направлять им запросы и т.п. можно «в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи», если электронное информирование невозможно (нет мейла, нет ЛК на госуслугах) или если сама УК (ТСЖ, ЖК) об этом попросит (ч. 9, ч.10 ст.98 Закона о госконтроле),
- до 31 декабря 2023 года акты проверок, предписания и т.п. документы жилнадзора и лицензионного контроля за УК можно оформлять на бумаге, если Правительством РФ или положением о виде надзора не установлено иное (ч. 9.1 ст.98 Закона о госконтроле), то же самое относится к муниципальному жилконтролю, если «бумага» будет прописана в положение о виде муниципального контроля (ч.10 ст.98 Закона о госконтроле),
- что касается обязательного досудебного обжалования, то региональный жилконтроль должен обзавестись системой досудебного обжалования до 2022 года (ч. 5.4 ст.98), а муниципальный жилконтроль может быть милостиво освобожден от этого целиком и навсегда (ч. 4 ст. 39 Закона о госконтроле).
Наблюдение № 5. Лицензии УК не будут «переоформляться» – изменилась терминология
Параллельно с реформой контрольно-надзорной деятельности некоторые коррективы вносятся и в Законодательство о лицензировании.
Предлицензионный контроль будут именовать «оценкой соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований».
Вместо переоформления лицензий (которое массовое случится в начале 2023 года) ГЖИ будет осуществляться «внесение изменений в реестр лицензий» (все это предусмотрено ст. 97 Закона –спутника от 11.06.2021 № 170-ФЗ).
При этом объем полномочий лицензирующих органов и процедура существенно не меняются.
Автор: подписчица телеграм канала ЖКХ
Про изменения в статью 20 Жилищного кодекса РФ о жилищном надзоре есть отдельный материал: