Четвёртый кассационный суд исследовал вопрос о компенсации морального вреда и убытков, возникающих в жилищных правоотношениях (дело № 88 – 11819/2020).
В 2012 году Железнодорожный районный суд г. Симферополя Автономной Республики Крым обязал администрацию города предоставить семье благоустроенное жильё взамен снесённого.
Решение суда исполнено только в 2016 году. После сноса жилья, которое занимала семья, истцы длительное время не имели регистрации по месту жительства. Это повлекло для членов семьи убытки из-за невозможности устроиться на работу, получить документы для оформления материальной помощи семье, получить медицинскую помощь по месту жительства, отсутствия трудового стажа, назначения минимальной пенсии.
Истцы обратились в Центральный районный суд г. Симферополя и просили взыскать убытки и компенсацию в счет возмещения морального вреда.
Районный суд во взыскании отказал. Апелляционная инстанция решение суда поддержала.
В кассационной жалобе истцы просили суд отменить решение и вынести новое — об удовлетворении их требований.
Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции изучил доказательства и сделал вывод, что в материалах дела отсутствуют:
- доказательства причинения истцам убытков и наступления вреда;
- сведения о противоправности поведения администрации города Симферополя;
- доказательства вины ответчика в причинении вреда истцам.
Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ).
Суд сделал вывод, что предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданам, чье жилье стало непригодным для проживания, относится к мерам социальной поддержки.
Вместе с тем возмещение убытков, связанных с отсутствием возможности трудоустройства, получения пенсионных отчислений, невозможности получения документов для реализации права на получение материальной помощи, медицинской помощи в качестве мер социальной поддержки для таких лиц законом не предусмотрено.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ (ч. 1 ст. 60 ЖК РФ).
По смыслу этой правовой нормы, правоотношения по заключению договора социального найма носят имущественный характер, а права гражданина-нанимателя по такому договору являются имущественными.
Моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе (п. 2 статьи 1099 ГК РФ).
Возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное предоставление жилья по договору социального найма жилищное законодательство не предусматривает.
Кассационная инстанция решила, что обжалуемые судебные постановления законны и оставила их в силе.
Другой пример
По другому делу, рассмотренному Четвёртым кассационным судом общей юрисдикции, долевые собственники лишились квартиры из-за обрушения несущей стены дома вследствие высокого физического износа (дело № 88 – 29332/2020).
Истцы просили Элистинский городской суд Республики Калмыкия обязать администрацию г. Элисты предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, возместить расходы по найму жилья и компенсировать моральный вред.
Суд удовлетворил требования частично: обязал ответчика предоставить семье истцов жилое помещение, но во взыскании убытков отказал. В апелляционной инстанции решение было признано законным.
Истцы подали кассационную жалобу.
Судебная коллегия кассационного суда отметила, что убытки — это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его, имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Для возмещения убытков необходимо установить:
- наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и убытками потерпевшего;
- наличие вины ответчика.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма малоимущим, в том числе тем, чье жилье стало непригодным для проживания, относится к мерам социальной поддержки, при этом возмещение расходов на коммерческий наём жилых помещений такой мерой социальной поддержки не является.
Кроме того, по делу не установлена причинно-следственная связь между противоправным поведением администрации и понесенными вынужденными расходами на наем жилого помещения.
Ни федеральное законодательство, ни региональная адресная программа не предусматривают возмещение расходов на наем жилья. Денежные средства, оплаченные истцом в счет возмещения расходов на наем жилого помещения при буквальном толковании положений статьи 15 Гражданского кодекса РФ к убыткам отнесены быть не могут.
Истец не предоставил суду допустимые и достоверные доказательства виновного противоправного поведения администрации г. Элисты, причинной связи между возникшими убытками и действиями ответчика, а также размер понесенных расходов.
Кассационная жалоба истцов осталась без удовлетворения.