Субъекты рынка электрической энергии
Лицо, выступающее на рынке электроэнергии (мощности) одновременно как производитель электроэнергии с установленной генерирующей мощностью свыше 25 МВт и как покупатель этого ресурса для производственных нужд, не связанных с производством электроэнергии, обязано вести раздельный учет электрической энергии и в отношениях с сетевой организацией по вопросу оказания услуг по передаче электроэнергии выступает не как единый субъект, а как два разных самостоятельных субъекта рынка электрической энергии с отдельным правовым регулированием.
Интересует судебная практика по этому вопросу.
1 Ответ
Сетевая организация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с Общества задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электроэнергии, посчитав, что после аренды объекта генерации у ответчика сохранилось опосредованное присоединение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. В рамках рассмотренного дела суды установили, что ответчик, выступающий как покупатель ресурса для нужд химического производства, заключил договор аренды, по условиям которого в его пользование была передана ТЭЦ, то есть таким образом он приобрел на рынке электроэнергии статус производителя ресурса. Весь объем произведенной на ТЭЦ электрической энергии заказчик, как производитель электрической энергии с установленной генерирующей мощностью свыше 25 МВт, реализовывал на оптовом рынке и приобретал электроэнергию на оптовом рынке как покупатель для химического производства в зарегистрированной группе точек поставки.
Суд первой инстанции удовлетворил иск. Суд исходил из того, что после аренды ответчиком объекта генерации сохранилось опосредованное присоединение его энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства через генерацию
Суд второй инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. Суд апелляционной инстанции счел, что после аренды объекта генерации изменились границы балансовой принадлежности, соответственно, и точки поставки электроэнергии. На этом основании суд сделал вывод о том, что опосредованное присоединение энергопринимающих устройств ответчика к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации отсутствует.
Суд округа отменил постановление суда второй инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции на основании следующего.
Особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, установлены в третьем абзаце пункта 6 Правил № 861 и пункте 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20‑э/2 (далее – Методические указания № 20‑э/2). В силу второго абзаца пункта 55 Методических указаний № 20‑э/2, в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Это же правило применяется в отношении части энергопринимающих устройств потребителя, присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии (третий абзац пункта 55 Методических указаний № 20‑э/2). Согласно части 5 статьи 36 Закона об электроэнергетике и пункту 31 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила оптового рынка), лицо, владеющее объектом по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которого превышает 25 МВт, обязано получить статус субъекта оптового рынка – участника обращения электрической энергии, и реализовывать всю производимую на таком объекте электрическую энергию на оптовом рынке, за исключением одновременного соблюдения условий, предусмотренных в пункте 32 или 33 или 33 (1) Правил оптового рынка, свидетельством соблюдения которых является выданное советом рынка на основании решения в порядке, установленном наблюдательным советом совета рынка, подтверждение о нераспространении требования о реализации всей производимой электрической энергии и мощности только на оптовом рынке (третий абзац пункта 31 Правил оптового рынка).
Как производитель электроэнергии ответчик реализует произведенный ресурс (мощность) на оптовом рынке и приобретает электроэнергию для нужд ТЭЦ в зарегистрированных точках поставки и потребления. Услуги по передаче электроэнергии в этом случае оплачиваются сетевой организации в объеме, определяемом по правилам пункта 49 Правил № 861, – исходя из величины превышения потребления электрической энергии на собственные нужды над нормативным значением потребления на собственные нужды, определяемого в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, за вычетом объемов электрической энергии, отпущенной потребителям электрической энергии, присоединенным к энергетическим установкам такого производителя, самостоятельно оплачивающим услуги сетевой организации. При этом указанная плата не должна превышать стоимость услуг сетевой организации, рассчитанной исходя из объема электрической энергии, отпущенной производителю электрической энергии из сетей сетевой организации. Как покупатель электроэнергии для целей химического производства ответчик приобретает электроэнергию (мощность) на оптовом рынке в зарегистрированных точках поставки. Эти точки поставки электроэнергии, как потребителю в отношении производственной деятельности, не связанной с деятельностью ТЭЦ, являющейся единым комплексом для целей производства электрической и тепловой энергии, не совпадают с точками поставки и потребления генерации – ТЭЦ.
В силу подпункта 2 пункта 23 Правил оптового рынка каждая точка (группы точек) поставки, с использованием которой организация планирует участвовать в торговле на оптовом рынке, оснащается средствами измерений (в том числе принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), обеспечивающими сбор, обработку и передачу организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета и соответствующими определенным указанными Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка требованиям. Таким образом, ответчик выступает на рынке электроэнергии (мощности) отдельно как производитель электроэнергии и отдельно как покупатель электроэнергии для нужд производства, не связанного с производством электроэнергии, и обязан вести раздельный учет электроэнергии (мощности). В рассматриваемом случае Общество в правоотношениях по обороту электрической энергии, неотъемлемой частью которого является оказание услуг по передаче электроэнергии, необходимо рассматривать не как единый субъект, а как два разных самостоятельных субъекта рынка электроэнергии с отдельным правовым регулированием и исходя из этого применять названные нормы права. На основании изложенного суд округа признал ответчика обязанным оплатить сетевой организации услуги по передаче электроэнергии в отношении объема этого ресурса, закупаемого им для целей химического производства, не связанного с производством электроэнергии.
Определением Верховного Суда РФ от 07.07.2021 № 301-ЭС21 – 10074 отказано в передаче кассационной жалобы ответчика для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.