Очередная история о том, как внесение изменений в реестр лицензий провалилось из-за признаков ничтожности решений общего собрания. Это дело № А51 – 4336/2019 из Уссурийска.
Жители провели собрание о выборе новой управляющей организации. По протоколу участвовали собственники с 52,58% голосов. После этого был подписан договор управления, и документы ушли в жилищную инспекцию для внесения изменений в реестр лицензий. Но та вычла из подсчёта 8 квартир, насчитала всего 49,52% голосов и отказала.
Сначала Арбитражный суд Приморского края признал этот отказ незаконным, насчитав 51,19%.
Однако Пятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, согласившись с жилищной инспекцией.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий утверждён Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 г. № 938/пр. Согласно п. 5 этого Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора проверяет отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников. Если они имеются, то это причина для отказа в передаче дома новой управляющей организации (п. 9 Порядка).
В этом деле выяснилось, что:
- информация о площади жилых и нежилых помещений МКД не согласуется со сведениями, указанными в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию и в ГИС ЖКХ (в общем количестве голосов забыли посчитать площадь 2 нежилых помещений, хотя они были в реестре собственников),
- по нескольким квартирам голосовали дольщики, не зарегистрировавшие право собственности в течение года после ввода дома в эксплуатацию,
- 3 бюллетеня были оценены инспекцией как недействительные из-за заявлений собственников квартир о том, что они участие в собрании не принимали, бюллетени не подписывали.
Апелляционный суд пересчитал голоса и насчитал еще меньше, чем инспекция — 48,48%. На основании этого признака ничтожности решений суд признал отказ во внесении изменений в реестр лицензий законным.
С ним согласился суд округа, а Верховный Суд РФ в Определении от 26 мая 2020 г. № 303-ЭС20 – 6272 отказал в передаче кассационной жалобы управляющей организации для дальнейшего рассмотрения.
Такие дела встречаются часто, поэтому этот спор был выбран в качестве свежей иллюстрации стандартных ошибок, влекущих ничтожность решений собрания:
- набирать голосов впритык — незначительно больше 50%,
- неправильно определять общее число голосов, не сверяя между собой разные источники информации,
- некритично относиться к сомнительным бюллетеням. Как минимум, их надо держать в уме при подсчёте голосов, предполагая потенциальную возможность их последующего исключения.
С другой стороны, инициаторы иногда вынуждены пойти на такой риск, так как терять нечего, а хуже уже не будет. Особенно это актуально в случаях, когда принимаются решения попроще, не о смене УК, и их реализация обходится без оценки органами жилищного надзора. Остальным жителям обычно лениво идти в суд что-то оспаривать.
Однако рассмотренный случай явно не из этой серии, учитывая упорство в обжаловании и нарисованность некоторых бюллетеней.