В Калужской области УК провела комиссионное обследование и обнаружила: на кухне одной из квартир установлен коаксиальный газовый котел, подключенный к газораспределительной сети без разрешительной документации, с грубыми нарушениями требований безопасности.
Акт комиссионного обследования УК направила в газораспределительную организацию (ГРО), работники которой нанесли собственнику визит для приостановки подачи газа на котел в соответствии с п. 77 Правил пользования газом № 410. Однако собственник в допуске к внутриквартирному газовому оборудованию отказал.
ГРО обратилась в ГЖИ Калужской области, которая провела проверку и предписала собственнику «устранить выявленное нарушение в эксплуатации и работоспособности газоиспользующего оборудования». Предписание он не исполнил, за что получил административный штраф в размере 400 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
В итоге, чтобы решить вопрос с отключением котла от газораспределительной сети, ГРО обратилась в суд. В исковом заявлении просила обязать собственника обеспечить доступ сотрудников ГРО для проведения соответствующих работ и не чинить препятствий в этом, взыскать с него расходы по уплате госпошлины — 6000 рублей.
Ответчик с иском не согласился: котел установили предыдущие собственники квартиры. Разрешительная документация была, но на данный момент утеряна. Отопление и горячее водоснабжение в квартире осуществляется только через газовый котел, поэтому с его отключением ответчик не согласен.
Суды трех инстанций удовлетворили исковые требования ГРО (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 13418/2023).
Самовольная установка газового оборудования без оформления необходимой документации и привлечения специализированных организаций может квалифицироваться как несанкционированное подключение к системе газоснабжения. Факт такого подключения установлен как управляющей компанией, так и ГЖИ.
Своими действиями собственник препятствует ГРО в исполнении обязанности по ликвидации несанкционированного подключения. Он «подвергает угрозе жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также предопределяет возможность возникновения ущерба имуществу этих лиц», поскольку потребление газа и эксплуатация газового оборудования связаны с источником повышенной опасности.
Ответчик ссылался на то, что котел установили предыдущие собственники. Однако внесение ими в состав имущества изменений, не отвечающих требованиям безопасности, не освобождает настоящего собственника от ответственности за состояние принадлежащего ему имущества (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).