Житель г. Калининграда (истец) обратился в суд, чтобы взыскать с бывшей УО компенсацию морального вреда — 5000 рублей и «потребительский» штраф. В обоснование требований указал: раз УО управляла домом с января по октябрь 2021 г., то должна разместить в ГИС ЖКХ отчет за эти 10 месяцев. Однако отчета в системе нет, не размещен он и на информационных досках МКД. Это нарушает не только права всех собственников МКД, которые должны быть осведомлены о проделанной УО работе, но и права истца как потребителя «на достоверность информации со стороны исполнителя услуги».
Истец обращался к УО с просьбой разъяснить, где в ГИС ЖКХ искать спорный отчет. В ответ получил алгоритм действий, но так и не смог ознакомиться с документом. Это стало поводом для жалобы в Департамент жилищного контроля и надзора Минконтроля Калининградской области. Оттуда истец получил ответ: УО разместила в ГИС ЖКХ всю необходимую информацию, но отчет недоступен для просмотра в открытой части системы. Истцу рекомендовано обратиться в службу поддержки ГИС ЖКХ.
Суд первой инстанции сделал запрос оператору ГИС ЖКХ и выяснил: информация об отчете УО за 10 месяцев 2021 г. размещена в открытой части системы, доступ к которой есть у всех пользователей ГИС ЖКХ без регистрации, идентификации и аутентификации. Вот только искать эту информацию нужно в разделе «Реестры» — «Реестры поставщиков информации» во вкладке «Завершенное управление».
В итоге суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Апелляционный и Третий кассационный суд общей юрисдикции оставили вынесенное решение без изменений (определение № 88 – 8919/2023). При этом исходили из того, что управляющей организацией «исполнены обязательства по размещению годового отчета в системе ГИС ЖКХ в предусмотренные законом сроки».
Сама по себе сложность в поиске отчета на сайте ГИС ЖКХ, возникшая у истца из-за перехода информации в категорию «завершенное управление», не свидетельствует о вине УО в недоведении отчета до потребителя.
Что касается размещения отчета на информационных досках МКД: такая обязанность предусмотрена только договором управления, который на 31 марта 2022 г. уже не имел юридической силы из-за перехода дома с 1 ноября 2021 г. под управление другой организации.