ЖКХФЛПишут читатели

Практика судов Самарской области по предоставлению субсидий (программа «Молодая семья»)

Региональные суды публикуют обобщения практики, чтобы нижестоящие инстанции видели свои ошибки, а граждане и организации могли оценить перспективы споров. Самарский областной суд тоже опубликовал свое Обобщение практики рассмотрения дел о предоставлении субсидий на приобретение квартиры в рамках программы «Молодая семья».

Теория: о программе «Молодая семья»

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции РФ, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство РФ постановлением от 17.12.2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 – 2015 годы, а в качестве ее составной части – отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Она направленна на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривающую для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций.

До 01 января 2018 года действовала федеральная целевая программа «Жилище» в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2016 года «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 – 2020 годы».

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение квартиры или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, а в настоящее время Приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Согласно пункта 2 названных Правил, социальные выплаты могут быть использованы:
а) для оплаты цены договора купли-продажи квартиры (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение квартиры на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее – кооператив);
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение квартиры по договору купли-продажи или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи квартиры на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи квартиры (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг этой организации;
е) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение квартиры или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение квартиры или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита;
ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денег участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – договор участия в долевом строительстве), или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее – договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве);
з) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве;
и) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита).

В соответствии с пунктом 6 Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет,
- семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил,
- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо других денег, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13 2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Практика судов о предоставлении субсидий на приобретение квартиры в рамках программы «Молодая семья».

Пример 1. Центральный районный суд города Тольятти Самарской области отказал в удовлетворении исковых требований гражданина к администрации г.о. Тольятти об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в признании граждан участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей было отказано.

Суд установил, что ранее истцу был выдан государственный жилищный сертификат, как гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, и соответственно впоследствии, на предоставленный жилищный сертификат было приобретено жилое помещение.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 647‑О, выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат.

Пример 2. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области отказал в удовлетворении исковых требований о признании незаконными отказа в снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Разрешая спор, суд исходил из того, что семья истца имеет общую площадь квартиры на одного члена семьи 15,3 кв.м., что превышает учетную норму, составляющую 12 кв.м., утвержденную постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 года № 1710, Постановлением мэра г. Тольятти «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади квартиры по договору социального найма». Таким образом, размер жилой площади, имеющейся в собственности семьи К., и приходящейся на каждого члена семьи, превысил учетную норму.

Наличие права состоять в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 г.г., является производным от наличия у молодой семьи статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках такой Подпрограммы. В рамках рассмотрения дела оснований для признания семьи истца нуждающийся в жилых помещениях в рамках этой программы судом не установлено, в связи с чем, суд пришел к выводу, что истец правомерно снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пример 3. Жигулевский городской суд Самарской области удовлетворил исковые требования о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета и восстановлении в списке молодых семей – участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области».

Разрешая вышеуказанный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для исключения семьи истца из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий у администрации не имелось, поскольку квартира, которую приобрел истец в период участия семьи по социальной программе, приобретена за счет заемных средств, находится в залоге у займодавца, задолженность по договору не погашена, что не исключало возможности на участие семьи истца в государственной программе РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», поскольку социальная выплата используется для компенсации части затрат, производимых молодой семьей на приобретение жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья.

На этой странице мы собираем другую практику Самарской области в сфере ЖКХ.

Похожие новости
ЖКХРСОУК

Дополнительное подключение ОДПУ к автоматизированным информационно-измерительным системам учёта

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

Почтовые ящики в подъезде не нарушают правила пожарной безопасности

ЖКХФЛТСЖ и ЖСКУК

Обязан ли наниматель квартиры оплачивать домофон?

ЖКХРСОТСЖ и ЖСК

Раздельный сбор мусора влияет на размер оплаты за ТКО