Арбитражный суд Северо-Западного округа отметил, что взимание платы за содержание многоквартирного дома до включения сведений об управляющей компании в реестр лицензий может быть признано законным.
Карельская организация ООО «Суоярвские коммунальные системы» стала победителем открытого конкурса по выбору управляющей компании многоквартирным домом. Уже позднее Государственный комитет по строительному, жилищному и дорожному надзору провел внеплановую проверку общества. Орган контроля установил, что организация начала выставлять плату по услуге «содержание и ремонт», когда сведения об управлении МКД еще не были внесены в реестр лицензий. Комитет выдал обществу предписание исключить такую строку из платежки и прекратить взимать плату до включения сведений. Не согласившись с актом органа контроля, компания обратилась в арбитражный суд (дело № А26 – 1354/2020).
Позиция сторон
Организация настаивала на законности взимания платы. В подтверждение общество указало, что комитет уже обращался с суд общей юрисдикции из-за неисполнения предписания. Но мировой суд отказал в иске и прекратил производство из-за отсутствия состава правонарушения по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оснований для выдачи предписания.
Орган контроля не согласился с требованиями УК. Комитет отметил, что договор управления заключили по результатам открытого конкурса. Выставлять платежные документы компания не могла до включения сведений в реестр лицензий.
Решения судов
Арбитражный суд Республики Карелия удовлетворил иск. Суд первой инстанции отметил, что выставление платежных документов – следствие оказанных жилищно-коммунальных услуг. А предписание не должно приводить к незаконному освобождению собственников от оплаты потребленных услуг и бремени содержания имущества. Такая позиция комитета нарушает право управляющей организации требовать от собственников оплаты услуг.
Апелляционный суд оставил решение без изменения:
- При проведении проверки комитетом установлено, что жилой дом не включен в реестр лицензий. При этом фактически общество управляет многоквартирным домом. Результаты открытого конкурса, а также договор управления в судебном порядке не оспорены.
- Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания собственников, или с даты заключения договора управления МКД, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса (п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).
- Фактическое оказание услуг в соответствии с условиями договора управления и правильность исчисления размера оплаты услуг комитетом под сомнение не ставились.
Арбитражный суд Северо-Западного округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы (Постановление от 11 марта 2021 г. № Ф07 – 17038/2020):
«право взимания платы не связано с внесением изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления, заключенного на основании решения общего собрания (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с УК, которая фактически предоставляла коммунальные услуги) и непосредственного оказания услуг этой управляющей организацией (Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2019 г. № 302-ЭС19 – 17595)».
Таким образом, за управляющей организацией, выбранной по итогам открытого конкурса, признали право взимать плату за содержание дома до внесения сведений в реестр лицензий.