Прокуратура Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики на примерах из практики разъяснила, когда суды считают делегирование «управляющим» полномочий единоличного исполнительного органа в товариществах незаконным.
Опубликовано 11.02.2024. Обновлено 02.07.2024.
ТСЖ оспаривало предписание Управления ЖКХ Администрации г. Оренбурга.
Одним из требований было приведение устава в соответствие с ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ в части возложенных на управляющего ТСЖ функций.
Товарищество ссылалось на то, что заключило трудовой договор с управляющим — физическим лицом, которому переданы все полномочия председателя правления (кроме права участвовать в заседаниях правления), так как законодательство не содержит запрещающих норм в отношении управления товариществом управляющим — физическим лицом.
А суд указал на то, что член правления не может поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества (ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ).
Далее он отметил, что в нарушение статей 147, 149 ЖК РФ основные обязанности по осуществлению руководства всей финансово-хозяйственной и текущей деятельностью ТСЖ, в том числе право первой подписи на платёжных документах, доверенностью переданы управляющему ТСЖ. Эти функции управляющего закреплены в уставе. По мнению суда, такое делегирование полномочий противоречит жилищному законодательству (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 18АП-3987/2015).
ТСН из Тюменской области оспаривало предписание жилищной инспекции, которой тоже не понравился устав товарищества. В нём снова была прописана возможность заключения договора управления товариществом с иными лицами (управляющим):
Было предусмотрено принятие решения о заключении договора на управление товариществом с лицом, утверждённым правлением, подписываемым председателем правления. По решению правления управление товариществом может быть передано управляющему. Последний, в свою очередь, осуществляет общее управлением товариществом на основании договора, заключённого от имени товарищества председателем правления.
Позиция ТСН: гражданское законодательство допускает возможность руководства ТСН любым компетентным в управлении лицом. Однако суд с этим не согласился:
- «положения п. 1 ст. 53 и п. 3 ст. 65.3 Гражданского кодекса РФ (на которые ссылалось ТСН), допускающие образование нескольких единоличных исполнительных органов юридического лица, являются нормами общего действия.»
- «в то же время специальными нормами (п. 2 ст. 123.14 ГК РФ, статьями 144, 147, 149 ЖК РФ) предусмотрено, что в товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление), и более того, установлен прямой запрет членам правления, одним из которых является и председатель правления, поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей».
На основании этого, суд пришел к выводу, что законом не предусмотрено право заключения договора на управление товариществом иными лицами помимо общего собрания, правления и председателя.
Предписание ГЖИ о приведении устава в соответствие с законом было оставлено в силе (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда № 08АП-15130/2017).
Другое товарищество, но тоже из Тюмени привлекли к административной ответственности за неисполнение аналогичного предписания жилищной инспекции. Назначили штраф 10 000 рублей. Товарищество в жалобах дошло до Верховного Суда РФ, но бесполезно: Верховный Суд отказал в отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (постановление Верховного Суда РФ от 13.03.2020 г. № 89-АД20 – 1).
У этого товарищества в Уставе было написано:
«При заключении договора с управляющим председатель может передать свои функции или часть своих функций управляющему на основании доверенности, оформленной в нотариальном порядке, на период в пределах срока действия договора».
Кроме оспаривания ответственности, товарищество обжаловало и само предписание, тоже дошло до Верховного Суда РФ. «Судами установлено, что Черепанов С.А. не является членом правления товарищества или членом товарищества; возможность передачи полномочий по управлению товариществом собственников жилья иными лицами Жилищным кодексом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы товарищества» (определение Верховного Суда РФ от 13.04.2020 г. № 304-ЭС20 – 4197).
Собственник судился с ГЖИ Ивановской области, которая не нашла оснований для проверки ТСЖ.
Собственник нежилого помещения (Б.) пожаловался в ГЖИ Ивановской области на «ленивое» ТСЖ «Наш Дом», требовал проверить его деятельность и принять меры реагирования.
Суть его жалобы сводилась к тому, что председатель полностью устранился от руководства товариществом, заключив договор на оказание услуг по обеспечению технической эксплуатации МКД с ИП А. Все полномочия председателя, в том числе право подписи платежных документов, были переданы А. по генеральной доверенности.
Однако в ответ на жалобу Б. жилинспекция разъяснила, что основания для проверки ТСЖ «Наш Дом» отсутствуют. Тогда Б. обратился в суд с иском к ГЖИ о признании ее бездействия незаконным.
В итоге суды трех инстанций (кассационное определение 2 КСОЮ по делу № 88а-7911/2024) отказали в удовлетворении иска Б., отметив следующее:
— Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий установлены ст.57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Таких оснований из жалобы Б. не усматривается.
— Жилищным кодексом не установлено запрета для ТСЖ на заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (ч. 2.2 ст. 161).
— Если Б. считает, что договор ТСЖ с ИП А. противоречит законодательству, то он вправе оспорить его в суде. А у жилинспекции попросту нет полномочий по проверке законности заключенных товариществом договоров.
Старший помощник прокурора Калининского района
г.Чебоксары Чувашской Республики
Лукина Татьяна Владимировна